Отличный подарок для всех фанатов Тома Харди, но искреннее разочарование для поклонников крепкого криминального кино – слишком рыхло, гламурно и не по-британски прилизанно
Реджинальд и Рональд Крэи – братья-близнецы, слишком крутые для того, чтобы впустую сжигать свои жизни. С середины 1950-х годов Крэи строят в Лондоне свою криминальную империю – поджоги, грабежи, убийства, «Фирма» Крэев слывет самой жестокой бандой Британии. Братьев по-настоящему боятся, ведь Реджи невероятно умен и предприимчив, а Ронни – настоящий псих, способный на крайнюю жестокость. В сходстве и различии братьев кроется их сила, но в них же прячется и слабость Крэев. Остальной криминальный мир и полиция Лондона не желают мириться с такими хозяевами жизни и объявляют братьям войну.
Новое голливудское поколение актеров радует серьезным подходом к своей карьере. Джейк Джилленхол, Джозеф-Гордон Левитт, Джесси Айзенберг и несколько других молодых звезд пробуют новые жанры, не стесняются менять облик, готовы на самые тяжелые условия съемок, и это дает эффект – следить за новыми проектами с их участием невероятно увлекательно. Нечасто, но в список подобных «героев» включают и Тома Харди, который давно заслуживает любви зрителей не только за утробное урчание в «Темном рыцаре: Возрождение легенды», но и за роли в «Острых козырьках», «Локке» или «Воине». Триумфально промчавшийся по кинозалам «Безумный Макс: Дорога ярости» несколько ярче осветила Тома, но в фильме Джорджа Миллера Харди было немного. В «Легенде», наоборот, актер играет сразу двух героев, и это главный плюс фильма.
Британцы любят обращаться к криминальной истории своего государства – биографических лент о мошенниках, спекулянтах и сутенерах Лондона в год выходит сразу по две-три. И зрителям это нравится – Британию легко снимать в историческом антураже, ее архитектура тщательно сохранена, яркие 40-е, 50-е, 60-е всегда выгодно смотрятся в кадре, сюжеты дают развернуться гримерам и костюмерам. По вкусам такие исторические экскурсы и актерам, Том Харди тому живое подтверждение.
При своем внешнем сходстве Реджи и Ронни Крэи характерами друг от друга отличались весьма сильно, и это, несомненно, являлось главным вызовом для актера. Тому Харди приходилось не просто играть два разных темперамента, два голоса, два телосложения, две походки и два набора жестов, ему нужно было жить в кадре со своим невидимым близнецом. Следить за тем, как соприкасаются братья в общих сценах, а их в фильме предостаточно, очень увлекательно, и если сперва зритель подспудно ищет промахи и помарки, то уже к середине ленты Крэи становятся легко отличимы друг от друга – это по-настоящему качественная актерская работа, достойная если не высоких критических наград, то непременного упоминания в списках и топах лучших близнецов или клонов, сыгранных одним актером.
Именно на долю Харди выпадает обязанность нести основную энергетическую составляющую фильма, и он справляется с задачей на отлично. Зато про других этого не скажешь – внушительный каст второго плана не просто тускнеет на фоне ведущего «тандема», остальные актеры порой просто не желают играть. В большой степени это, конечно, промах режиссера Брайана Хелгеленда. Погрузившись в криминальный мир близнецов, постановщик и сценарист просто не смог скомпоновать действительно энергичную резкую историю. Действие порой провисает, сюжет делает невынужденные повороты и долго петляет в дебрях. Ленте пошел бы на пользу крепкий драйвовый монтаж, а без него экранный состав чувствует некую расхоложенность. Утратили свой блеск Пол Беттани и Дэвид Тьюлис, буксует Кристофер Экклстон, сам не свой в кадре Тэрон Эджертон. Но главное разочарование – Эмили Браунинг, которой выделено незаслуженно много экранного времени, но ее героиня почти не влияет на расстановку сил в картине, только мешается.
Все эти неровности сюжета и шероховатости игры актеров не дают в полной мере насладиться происходящим в кадре. Да, лента временами смотрится крайне здорово. Да, Харди хорош, а два Харди хороши в квадрате, Да, некоторые операторские и режиссерские решения выглядят вполне актуально и даже впечатляюще. Но все это редкие отблески в 130-минутной в общем-то неторопливой ленте. Будь фильм чуточку компактнее, ему нашлось бы место на полке многих фанатов криминальных триллеров, а так, скорее всего, после проката картина отправится на антресоли ранних работ Тома Харди и встанет где-то между «Бронсоном» и «Минотавром».
С 1 октября в кино.