![Аутсорс](/themes/filmru_desk/img/okko/autsors-desktop.png)
Великолепный актерский ансамбль мог бы превратить депрессивную мелодию режиссера в симфонию, но выдохся, так и не найдя нужных нот и струн души, которые пытался затронуть режиссер
Работяга Рассел жил скромной жизнью труженика забытого богом промышленного городка в дебрях Пенсильвании: скудный заработок на заводе, больной отец, бестолковый брат, подружка без особых планов на завтрашний день… Досадное дорожное происшествие меняет Расселу жизнь, за время отсидки девушка уходит к другому, отец умирает, а брат влезает в неприятности. Жизнь приходится буквально начинать с нуля, поэтому проблемы брата Рассел воспринимает особенно остро, а когда единственный родной человек пропадает, ему не остается ничего, кроме собственного расследования того, во что вляпалась семья.
Когда четыре года назад дебютный фильм Скотта Купера «Сумасшедшее сердце» получил два «Оскара», режиссер и сценарист не находился в числе главных триумфаторов – «золото» взяли Джефф Бриджесс за лучшую мужскую роль и песня The Weary Kind. Однако Купера взяли на карандаш и критики, и зрители, почувствовав в нем крепкого рассказчика, певца Среднего Запада, исследователя серого и неприглядного как в душах людей, так и в самой Америке. И, безусловно, все ожидали второго фильма, ведь именно второй шаг считается в творчестве самым главным – второй подряд успех не спишешь на случайность или благосклонность.
Выстрелить вторым фильмом Куперу сам бог велел – в продюсерах Лео Ди Каприо и Ридли Скотт, в ведущих ролях такая обойма актеров, которой позавидует самый громкий летний блокбастер: Кристиан Бэйл, Кейси Аффлек, Уиллем Дефо, Вуди Харрельсон, Зои Салдана, Форест Уитакер. Плюс почитаемый среди критиков тренд «грязного» мужского кино об изнанке сегодняшних Соединенных Штатов, превратившихся из страны-мечты в страну-безнадежность. Но на выходе получилось не слишком выпуклое, довольно прямолинейное и мрачное в худшем смысле кино. Форма в нем превалирует над содержанием, мораль расплывчата, а герои очень сомнительны.
Совсем не удивительно, что в голливудских фильмах все чаще стала показываться оборотная сторона так называемой «американской мечты» – страна находится в определенном кризисе, как финансовом, так и социальном. Продемонстрировать жизнь городов и улиц третьего плана, тех районов, которых не видно за небоскребами Манхэттена или виллами Беверли-Хиллс и Санта-Моники, брались многие, и есть в этом жанре достойные фильмы вроде «Бойца» Дэвида О. Рассела или «Ограбления казино» Эндрю Доминик. Но для таких добротных вещей требовалась хорошая история и колоритные персонажи. «Из пекла» не тянет ни первое, ни второе.
Во-первых, картина очень долго запрягает. Из первых полутора часов фильма мы не узнаем ничего, кроме того, что главный герой – хороший парень. Да, у него случилась в жизни беда, он стал виновником смерти ребенка. Это на него сильно повлияло, не поспоришь. Но жизнь Рассела и без того нельзя было назвать сахаром, и тюрьма не изменила ничего. Чтобы подтолкнуть героя хоть к какому-то эмоциональному решению, Купер едва ли не из пальца высасывает историю мести. Но и здесь подвижек приходится ждать долго, на серьезные шаги герой решается лишь в последние десять минут ленты. А что до этого? Мрак, серость и безысходность существования. На этих же трех китах стоят остальные актеры – следом за Кристианом Бэйлом сутулится и нерешительно мнется на заднем плане Кейси Аффлек, бледной тенью самого себя выглядит Дефо, молчит Уитакер, а вытолкнутому на поверхность откровенным пренебрежением партнеров Вуди Харрельсону приходится строить из себя комиксового злодея-скомороха, место которому в далеких семидесятых.
С таким переминанием с ноги на ногу на первый план выходит не игра актеров, а обстановка, бесконечно тянущееся время, забросанные мусором кварталы, плохо освещенные подворотни, проселочные дороги и наркоманские притоны. Скотт Купер наверняка хотел нагнать этим напряжение и депрессию, а нагнал скуку. А со скукой продемонстрировал и свои слабые стороны – прямолинейность и вторичность. Параллельный монтаж сцен с дракой и охотой на оленя выглядит настолько нарочитым, что от такой подачи хочется отказаться, как ребенку от насильно предлагаемой ложки «за папу, за маму». Спасибо, мы понимаем, что между братьями существует определенная связь, не отнимайте наше время. Но картина минута за минутой превращается в цепочку упущенных возможностей. Возможно, мы перекормлены постмодернизмом и хотим от кино новых ощущений, но желание Купера сделать мрачный мужской фильм, который даже самого сурового парня пробьет на слезу своим прямым, как стрела, сюжетом, несколько расходится с тем, что умеют делать актеры, им привлеченные. Тот самый случай, когда ждешь от фильма много большего, а не получив – разочаровываешься.