Яркая британская комедия о школьниках-раздолбаях, которые посреди шотландских гор вынуждены сражаться с обезумевшей престарелой элитой.
Троих друзей-обормотов за очередную школьную провинность принудительно отправляют в поход по шотландскому Хайлэнду, в рамках так называемой премии Герцога Эдинбургского. Им нужно вместе пройти приличное расстояние по всяким полям, лесам и болотам, желательно не заблудившись и не умерев. Они, конечно, к задаче серьёзно не относятся, а единственный разумный человек в коллективе — четвёртый парень, из христианской школы, лично попросившийся участвовать в этом сомнительном предприятии — переубедить никого не способен. Зато способны странные старички в масках, которые посреди похода почему-то начинают охотиться за ребятами с мечами и ружьями — говорят, так они чистят британский генофонд.
«Вздрюченные» — кино, которое почти что просит, чтобы его описывали исключительно референциально, набором имён, названий, явок и паролей, на которые режиссёр Ниниан Дофф очевидно ссылается и которыми, безусловно, вдохновлён. Его прошлое клипмейкера и то, как он переносит пластику музыкальных видео в полнометражное кино, как бы говорит, что перед нами новый Гай Ричи (в его лучшие годы) — такой же бойкий, яркий и бессовестно динамичный, способный дежурную монтажную фразу решить совершенно диким переходом. Его любовь к визуальным шуткам и кропотливая, обсессивная работа со сценарием — в котором ни одна деталь, даже брошенная вскользь, не останется незамеченной и обязательно вырастет в какой-нибудь долгоиграющий гэг (вероятно, кульминационный) — возвращает к Эдгару Райту, главному комедийному инженеру Великобритании. Если уходить ещё дальше, то местная фабула вполне могла прийти в голову кому-нибудь из «Монти Пайтона».
Юмористическое осмысление невесёлой жизни «пацанов с района» — так это же Джо Корниш собственной персоной. А кислотные блуждания главных героев, их психоделическое путешествие по безымянным полям в Англии намекает на Бена Уитли в его самые сюрреалистические моменты: даже местные галлюцинации слегка отдают уитлевскими отзеркаленными рожами (только у Доффа это дополнено изобретательными VFX-трюками с множащимися лицами и улетающими в небо пальцами). В общем, если у слова «британщина» и есть кинематографическое воплощение, то это «Вздрюченные» — фильм, как будто вобравший в себя все хорошие черты движения, которое мы условно назовём «английская прикольная волна».
Что интересно, он и в нарративном смысле говорит об Англии как бы «в целом», строит такой обобщающий абсурдный миф, который умещает в одном сюжете примерно все поверхностные конфликты британского общества. То есть это и противостояние обречённых молодых со стареющей элитой, борьбе города с деревней и улицы с поместьем, злобная сатира на зажравшихся виновников «Брекзита» и добродушный стёб над сельской реальностью (местные копы как будто пришли из «Типа крутых легавых» или сериала «Паранормальный Веллингтон», который хоть и о Новой Зеландии, но по мироощущению довольно близок). Причём весь этот смысловой багаж Дофф умещает в чисто жанровую историю об охоте на людей, шутки про прибедняющихся хип-хоп артистов, хлебного вора и галлюциногенное кроличье дерьмо.
Выходит, что, вдохновляясь чисто постмодернистскими авторами — Райтом, Ричи, в меньшей степени Уитли — сам Дофф снимает кино вовсе не постмодернистское. Потому что, в отличие от тех же «Типа крутых легавых» или «Большого куша», его «Вздрюченные» обеими ногами стоят в реальности и не только её иронично мифологизируют, но и по-своему осмысляют. Да, его мир абсурден и неправдив, но через уморительные шутки о детях, что в своей жизни ни разу не видели багета (потому что в окрестностях орудует хлебный вор), и прямолинейное издевательство над полицией, у которой все преступники — это обязательно темнокожие сатанисты-педофилы — фильм комментирует актуальное «сейчас». Недовольство традиционализмом, осточертевший элитизм и колониализм: иногда Дофф даже слишком дидактичен — что для такому кино вообще несвойственно — и в одной сцене, например, вкладывает персонажу целый монолог о социальных проблемах страны и классовой несправедливости.
Любопытнее захода в пространство актуального кино только то, как «Вздрюченные» деконструируют один популярный киношный шаблон. Герои фильма — стандартные кокни-гопари, хулиганы и бунтари, те самые, что у какого-нибудь Лоуча бы наверняка задирали главного героя и по совместительству являлись самыми популярными ребятами в классе. Дофф же обнаруживает, что мода на немытых панков и ладизм в целом ушла, и такие ребята теперь — главные неудачники школьных коллективов, а вовсе не харизматичные заводилы, коими были бы во времена их отцов. И в жизни их вряд ли что-то уже изменится, и едва ли судьба им приготовит что-то хорошее — но отыграться на увядающих консерваторах-психопатах, прежде обдолбавшись кроличьим помётом, всё равно приятно.