
Не успели высохнуть слезы, пролитые над покинутым роботом в спилберговом "A.I", не успела публика наиграться в "Финальную фантазию", не успели оттоптаться на публике динозавры-III, а мир уже в ожидании нашествия до клыков вооруженных горилл. 27 июля в США премьера "Планеты обезьян" /Planet of the Apes/, которую поставил Тим Бартон, бэтмен с руками-ножницами. В давнем фильме, как мы помним, герой Чарлтона Хестона обнаруживал в песках пустыни голову статуи Свободы -- последний след цивилизации. Теперь Париж с тревогой смотрит на Эйфелеву башню.
Не успели высохнуть слезы, пролитые над покинутым роботом в спилберговом "A.I", не успела публика наиграться в "Финальную фантазию", не успели оттоптаться на публике динозавры-III, а мир уже в ожидании нашествия до клыков вооруженных горилл. 27 июля в США премьера "Планеты обезьян" /Planet of the Apes/, которую поставил Тим Бартон, бэтмен с руками-ножницами. В давнем фильме, как мы помним, герой Чарлтона Хестона обнаруживал в песках пустыни голову статуи Свободы – последний след цивилизации. Теперь Париж с тревогой смотрит на Эйфелеву башню.
Роман Пьера Буля был не про то. Повторив ход Свифта в "Гулливере", прогрессивный француз имел в виду обезьяньи нравы современного масс-культового общества. "Единственная моя надежда, что мой рассказ, может быть, сумеет предотвратить ужасную угрозу, нависшую над родом человеческим" – такой запиской, доверенной морским волнам, начинается эта книга. Она вышла в 1962-м, а уже в 1966-м продюсер Ричард Занук выдал на экран первую из ее киноверсий. Улисс Меру стал астронавтом НАСА Джорджем Тэйлором, но шимпанзиха Зира еще оставалась Зирой. Картина имела успех, и сценаристы стали сочинять продолжения: "Под Планетой обезьян" (1970), "Побег с Планеты обезьян" (1971), "Покорение Планеты обезьян" (1972) и "Битва за Планету обезьян" (1973). Всего вышло пять серий, не считая многосерийного мультика. Монстр, тревоживший Буля, – стандартизация масс-культуры – подтвердил свою власть над искусством, превратив сатирическую свифтиаду в один из самых попсовых хитов века. Зеркало, поставленное перед миром всеобщих стандартов, стало рамой для боевика. Но какого увлекательного!
Что будет с обезьянами? Они Бартона быстро достали. "Вот закончу и больше с ними никогда! Они психованные, хуже людей. Ты занят делом, а они скачут на шею и кусают в ногу, чтобы обратить не себя внимание. Однажды я поймал взгляд одной – ну ребята, если я увижу, что на меня так смотрит человек, я дам деру куда подальше".
Возможно, это на него смотрел 196-сантиметровый Майкл Кларк Дункан в гриме гориллы после того, как на съемках растянул лодыжку и его пришлось везти в больницу прямо в шерсти и со звериным оскалом. "Меня туда доставили в доспехах и маске, как пятитонного слона. А когда я появился в комнате скорой помощи, все уставились на меня, словно им в кресле-каталке привезли живую гориллу".
Чтобы успеть к премьере, съемочная группа живет в обстановке аврала. Требовались монтажные уточнения и даже досъемки – переснималась сцена крушения звездолета. Композитора Дэнни Элфмана попросили написать музыку погероичней. "Они хотят переплюнуть кассовый успех "Гладиатора", – съязвил кто-то из сотрудников студии. Картину в полном сборе даже на студии до сих пор никто не видел. Сорваны все пресс-просмотры. Еще денек и мы узнаем, не есть ли это очередной рекламный трюк.