Стилистический сиквел «Поиска», который слишком сильно пытается переплюнуть успех оригинала.
«Пропавшую без вести» задолго до выхода в прокат успели окрестить неофициальным сиквелом «Поиска». Спродюсированный Тимуром Бекмамбетовым скринлайф-триллер 2018 года вращался вокруг обеспокоенного отца (Джон Чо), который пытался найти свою пропавшую 16-летнюю дочь (Мишель Ла) с помощью современных компьютерных технологий. Основное действие фильма разворачивается на экране монитора, а диалоги проходят в режиме видеоконференций и переписок. На сегодняшний день «Поиск» считается самым успешным проектом формата скринлайф: при мизерном бюджете в 800 тысяч долларов фильм умудрился собрать в прокате более 75 млн. Кроме того, «Поиск» в свое время вошел в программу «Сандэнса» и даже был удостоен приза зрительских симпатий.
«Пропавшая без вести» во многом следует формуле своего успешного предшественника, что неудивительно, ведь создателями картины выступили Уилл Меррик и Николас Д. Джонсон, монтажер и оператор все того же «Поиска». Для обоих «Пропавшая без вести» стала полнометражным дебютом как на сценарном, так и на режиссерском поприще. Начинать карьеру с экспериментов — достойный, но порой слишком рискованный шаг, который вполне способен зажать мастера в тисках творческой неуверенности. Возможно, именно по этой причине за 111 минут хронометража фильм так и не нашел смелости продемонстрировать собственный голос, лишь изредка выходя за рамки заданного жанра.
18-летняя Джун (звезда «Эйфории» Сторм Рид) начинает подозревать неладное, когда ее мать не возвращается из романтической поездки в Колумбию, куда отправилась вместе с новым бойфрендом. С помощью современных технологий Джун начинает искать следы пропавшей в Сети в надежде хотя бы таким образом установить ее местонахождение. Глубокий ресерч внезапно открывает перед девушкой правду, к которой она явно не была готова.
В «Пропавшей без вести» инструментарий поиска главной героини — классического представителя поколения Z — значительно расширен: в ход идут не только ноутбук и смартфон, но и внешние видеокамеры, и даже Apple Watch. Поиск пропавшей родительницы проходит с явным налетом конспирологии: каждый из героев фильма в той или иной степени оказывается не совсем тем, за кого себя выдает, ведет «тайную жизнь», подробности которой чаще всего оказываются неприглядными. Джун активно входит в режим цифрового Шерлока и даже виртуально перемещается по Колумбии с помощью местных курьеров, налаживая коммуникацию (внезапно!) через Google-переводчик, филигранно вскрывает почтовый ящик маминого бойфренда, раскапывает секретные данные ФБР и даже расшифровывает приватные переписки.
Но если в «Поиске» оригинальный сюжет явно доминировал над форматом, а технологии рассматривались лишь как средства визуальной выразительности, то в «Пропавшей без вести» центральная история оказывается в рабстве технического инструментария: все самые эмоциональные моменты фильма настолько четко попадают под «нужную» камеру, что невольно вызывают ощущение фальши. Под финал триллер и вовсе превращается в немного стыдное реалити-шоу с пугающе неловкими сюжетными ходами и натянутой на глобус семейной драмой. Во главе угла чисто опционально всплывает актуальная тема домашнего насилия, абьюзера отправляют на публичную казнь, а жертвы получают заслуженный счастливый конец. И все бы хорошо, не выгляди эта повестка несуразным роялем в кустах, от вида которого невольно испытываешь внутренний диссонанс. Возможно, в своем стремлении «переиграть» легендарный «Поиск» как технически, так и сюжетно Уилл Меррик и Николас Д. Джонсон банально утратили фокус, так и не сумев определить, какая сторона их фильма по-настоящему сильная и на что в принципе стоит делать ставку.