Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneP4zzpPozM Okko Okko
Обзоры

Обзор фильма «ДМБ»

Добавить в закладки

Молодежный суперхит "ДМБ" режиссера Р.Качанова по сценарию И.Охлобыстина – фильм, появление которого вполне можно было предсказать. После того, как А.Рогожкин в "Особенностях национальной охоты" (1995г.) открыл стихию мужского фольклора как золотую жилу постсоветской комедии; после того, как он же (совместно с А.Кивиновым и другими авторами сериала "Менты") внедрил изобретенную им систему полуфольклорных масок в героические будни районного отделения внутренних дел, обнаружив тем самым глубокую народность наших правоохранительных органов; после того, как в "Блокпосте" армия, воюющая в "горячей точке", была представлена набором узнаваемых социальных типажей, объединенных стихией мужского братства, казарменного быта и специфического солдатского юмора, – богатая идея снять своеобразную комедию масок на материале дембельского фольклора напрашивалась сама собой. Затраты на такого рода кино ничтожны. Потенциальная аудитория его – огромна… Ведь каждому, кто служил в армии или "косил" от нее, а также всем, кому еще только предстоит служить и "косить", будет до боли близка эта лента, живописующая наиболее романтическую пору в жизни любого "защитника отечества" – от получения повестки в военкомат до принесения присяги. Основные этапы этого большого пути в российскую армию: безуспешные попытки "откосить", прибытие в качестве мертвецки пьяного тела на сборный пункт, доставка призывников к месту службы, ознакомление с казарменным распорядком и успешная адаптация к нравам старослужащих, офицерского состава и генералитета – представлены в фильме с необходимой долей карнавализации и "материально-телесного" юмора. Главные герои – представитель золотой молодежи" по прозвищу Пуля (П.Коршуков), добровольно пошедший в армию, скрываясь от кредиторов, студент-очкарик по кличке Штык (М.Петровский), изгнанный из института за любовную связь с женой профессора, и наивный толстяк по прозвищу Бомба (С.Дружников) – сначала до посинения пьют и блюют на сборном пункте, потом под надзором "дикого прапора" (С.Арцыбашев) пускаются в отчаянный ресторанный загул, но прибывают-таки в расположение части на пароходе с цыганами. Затем они осваивают азы неуставных отношений, участвуя в аттракционе "дембельский поезд": один всю ночь раскачивает койку дембеля, приговаривая: "Чух-чух-чух", другой светит фонариком и машет березовой веткой, третий периодически подает дембелю чай ("дембель едет домой"), но в результате неудачного падения старослужащего с "верхней полки" все герои оказываются в лазарете, а потом, заразившись ветрянкой от оленеводов-тунгусов, сплошь покрытых зелеными пятнами, высылаются в карантин на отдаленный блокпост вблизи кладбища. Там Штык утоляет свои непомерные сексуальные аппетиты с безутешными вдовами, Пуля играет с приехавшим на уик-энд генералом в русскую (американскую) рулетку, а Бомба, неосторожно сожравший кабанчика, припасенного для генеральской охоты, вынужден бегать с хрюканьем по кустам, изображая под пулями несчастное животное. В финале все, благополучно пройдя инициацию, принимают присягу и получают в руки по автомату Калашникова (тем, кому автоматов не хватило торжественно выдаются саперные лопатки). В общем, армия как армия. На вопрос одного из корреспондентов: как отнеслись к фильму представители вооруженных сил, режиссер ответил: "По-разному: одни смеялись, другие сказали: "Да чего тут смешного? Все, как в жизни".
И действительно, тут все точно "как в жизни" – и для персонажей фильма, и даже для исполнителей. Армейской субординации соответствует субординация "эстетическая": призывников играют дебютанты--выпускники театральных ВУЗов; сержантов, прапорщиков и офицеров – кинематографисты "среднего возраста": С.Арцыбашев, Р.Качанов (в роли засидевшегося в армии зав. каптеркой Либермана) и И.Охлобыстин (в гротескной роли лейтенанта-особиста); генералов – соответственно генералы: В.Павлов, Ю.Будрайтис и А.Белявский. Персонажи, попавшие в армию, находят здесь все, что оставили на гражданке: разливанное море водки, траву, таблетки и разные прочие галлюциногены, употребляемые в изысканных сочетаниях; множество баб, жаждущих мужской ласки; нелимитированный отпуск пирожных в буфете; привычную дурость начальников и привычную гибкость в уклонении от идиотских приказов… Как и в мирной жизни, здесь царит привычный бедлам, традиционное право сильного, озабоченность проблемами сиюминутного выживания и весьма хитроумные способы удовлетворения насущных желаний. Не предаваясь рефлексиям, человек здесь виртуозно приспосабливается к любой ситуации и не испытывает никаких мук по поводу ущемления собственного суверенного "я". Герои с легкостью принимают армейские правила игры именно потому, что они ни в чем не противоречат приобретенным ранее навыкам существования. А карнавал и абсурд, более ярко представленные на уровне текста, сплошь состоящего из афоризмов, баек, анекдотов и даже "черных" армейских баллад, и более скромно – на уровне изображения, лишь слегка остраняют и подчеркивают контуры стихийно сложившейся на сегодня новой исторической общности под названием "постсоветский народ".
В советском кино армия была образцовой кузницей человеческого материала ("В армию пойдешь, там из тебя человека сделают"); кинематограф времен перестройки представил ее отчаянно мрачной "зоной" бессмысленного насилия и членовредительства; в "ДМБ" армия – естественный этап обретения мужской идентичности ("жизнь без армии, как любовь в резинке: движение есть, а прогресса нет"). Армия – законная часть общества, лишь слегка искажающее зеркало, в котором хорошо видны пороки сегодняшней жизни; но только они нас, как в том анекдоте, "больше не беспокоят". Мы достигли равновесия, "примирились с действительностью", и все у нас теперь естественно и непринужденно связывается со всем: авангардный стеб Охлобыстина и низовой армейский фольклор, хрестоматийная музыкальная классика и синглы культовых рок-групп в саунд-треке картины, цитаты из Пелевина, Кубрика и Чимино и незамысловато-лубочный видеоряд… Словно бы социальная жизнь, культура и массовое сознание, изжив былые противоречия, обрели, наконец, свои, предопределенные историей и национальным духом невнятные очертания. Да, это та страна, в которой мы живем, это та армия, которая нас защищает, это то искусство, которое пользуется народной любовью. И ни другой страны, ни другой армии, ни даже, боюсь, "других писателей" у нас (пока?) для вас нет.
Кстати, по словам режиссера, просмотр фильма повышает у молодых людей призывного возраста патриотическое желание идти в армию. Они говорят: "Мы думали "откосить", а посмотрели и поняли, что армия – это же интересно, армия – это круто!".

Текст: Наталья Сиривля
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2025 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?