Новая прокатная неделя принесла нам whodunit-детектив Райана Джонсона, сиквел «Холодного сердца» и хиты Каннского кинофестиваля. Рассказываем, на какие фильмы отправиться в кино на этой неделе.
Дебютный фильм сенегальской постановщицы Мати Диоп, к удивлению многих, получил Гран-при Каннского кинофестиваля (вторая по значимости награда смотра). «Атлантика» — смесь типичного фильма стран третьего мира с насильственным браком молодой девушки и внезапным магическим реализмом. Вместо грустных сцен с критикой нечеловеческих условий жизни в Сенегале — потусторонний детектив, построенный на исламских традициях, или даже притча о женской силе и поиске своего Я. Один из самых необычных фильмов года, у которого есть все шансы быть номинированным на «Оскар» в категории «лучший фильм на иностранном языке».
Классический детектив whodunit с постмодернистскими подвохами — долгострой Райана Джонсона, режиссера, которого многие возненавидели после восьмого эпизода «Звездных войн». Между тем это один из главных фильмов года с невероятным актерским составом, так что забываем о фанатских чувствах и спокойно идем вместе с Дэниелом Крэйгом расследовать убийство патриарха семьи Тромби.
«Пока особо ярые фанаты “Звёздных войн” продолжают точить клыки на Райана Джонсона за его “Последних джедаев” и спорные твиты, режиссёр тактично ретируется от больших франшиз и возвращается к пост-/метамодернистским забавам времён своих первых работ. “Достать ножи” — прямое идейное продолжение его “Братьев Блум” и, в чуть меньшей степени, дебютного “Кирпича”, фильмов, которые брали вроде бы устаревшие жанры и предлагали новую оптику для их изучения. В “Кирпиче” обособленный от влияния взрослых мир школьников отчего-то работал по правилам заправского нуара. В “Братьях Блум” герои выглядели и вели себя так, будто находились в авантюрном романе начала XX века, хотя действие происходило непосредственно в “сейчас”. В “Достать ножи” — похожая ситуация: антуражем отсылая к бульварной детективной литературе вековой давности, фильм тем не менее всеми ногами стоит в сегодняшнем дне».
Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии.
Долгожданный сиквел «Холодного сердца», судя по всему, пришлось ждать из-за того, что создатели хотели придумать песню, сравнимую с уже классической Let it Go. Вроде как не получилось — во второй части будут использовать слегка измененный вариант оригинала, но это ведь, наоборот, веская причина отправиться в ближайший кинотеатр на новые приключения Эльзы, Анны и их друзей.
«По заветам вторых частей сиквел пытается стать масштабнее, красивее и веселее предшественника. Где раньше из локаций были только ряды белых ледяных глыб и бескрайние снежные просторы, теперь красочный зачарованный лес, где что ни тропинка, то новый пейзаж, а вместо маленькой личностной истории — тяжеловесные проблемы исторической памяти, цивилизации и связи человека с природой. Такая гигантизация всех достоинств оригинала сомнительна: увеличение масштаба событий здесь неизбежно ведёт к тому, что простые, но самобытные конфликты замещают универсальные обобщённые нравоучения, которые с таким же успехом могли бы перекочевать и в другую франшизу».
Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии.
Отечественный хоррор уже не редкий гость кинотеатров и даже не постыдное явление. Например, «Тварь» Ольги Городецкой — история пары, которая потеряла сына и теперь пытается заменить его ребенком из христианского приюта, — крепкий фильм ужасов, способный удивить в кои-то веки адекватным сюжетом и игрой дуэта Лядова-Вдовиченков.
«“Тварь” Ольги Городецкой — новый отечественный хоррор про семью — это кино компромиссное, работающее на стыке западной и российской традиций, а потому и не чисто национальное. С одной стороны, сеттинг урбанистической России, намёки на фольклорные элементы и актуальные для страны вопросы сиротства. С другой — утрированные семейные и личностные проблемы, которые будут понятны даже в Южной Корее, где картину, кстати, тоже покажут, смешение эстетики российской действительности с киношными образами (старый христианский приют в готическом стиле посреди провинции) и следование конвенциональному сюжету».
Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии.
Еще один фильм с Каннского кинофестиваля — криминальный боевик от живого классика итальянского кино Марко Беллоккьо. «Предатель» — байопик Томаззо Бушетты, информатора, из-за показаний которого в конце 1980-х арестовали более 300 членов коза ностра. Старомодное кино про человека, который пошел против мафии из-за твердого убеждения в том, что старые идеалы и принципы прогнили. Эпический размах Беллоккьо сопровождает разбросом жанров — от напряженной судебной драмы до боевика с великолепной сценой взрыва авто изнутри салона.
Трагичная история двух ЧОПовцов, отслуживших на Донбассе и вернувшихся в маленький городок сводить концы с концами. Оба ходят в поэтический кружок и пишут стихи о тяжелой жизни, но в какой-то момент говорят себе «хватит» и идут в криминал. Фильм был отмечен двумя наградами кинофестиваля «Кинотавр» — за лучшую режиссуру и лучшую мужскую роль.
«Именно такие стихи и пишут главные герои “Большой поэзии”: умные слова вроде “ямба” и “амфибрахия” для них звучат как заклинание на древнеегипетском, а Face и Баста гораздо ближе и понятнее Лермонтова (по крайней мере Лёхе, с Виктором сложнее). Они интуитивно, руководствуясь лишь силой непознанной “русской души”, пытаются осмыслить в буксующих строфах окружающую жизнь, вскрыть поствоенную рану и примириться с враждебной действительностью — а если не примириться, то хотя бы убежать от неё, обратив все проблемы в звонкую метафору. У Лунгина и его героев очень схожий инструментарий: он тоже пишет картину жизни широкими, как бы совершенно не эстетичными мазками, дёрганой камерой и кривыми мизансценами рисует быт вытянутых вверх спальных районов. Пространства, где современные технологии соседствуют с петушиными боями и бандитскими разборками, “как в 90-х”. Места, где чувства есть даже у суровых ЧОПовцев».
Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии.
Кровавая комедия про горе-боксера и секс-работницу, которые случайно развязывают войну среди криминальных авторитетов. Хит Каннского кинофестиваля от Такаси Миике — режиссера, в послужном списке которого более 100 фильмов.
«Перед премьерой своей новой работы на Каннском кинофестивале Такаси Миике — безумный японский режиссёр, снимающий каждый год примерно миллион фильмов (от кровавых триллеров и серьёзных драм до экранизации “Невероятных приключений ДжоДжо”), — вышел на сцену, чтобы развеять все сомнения насчёт жанровой принадлежности “Первой любви”. Я, говорит, отлично понимаю, что вы знаете меня как автора малоприятных желудку фильмов, где то и дело людям вырывают кишки, тычут палками в глаза под зловещее “кири-кири-кири” или тонкой леской отрезают ноги, но сейчас всё будет по-другому. Никаких убийств, никакой крови и уж тем более никаких отсечённых голов — только светлая история любви, без подвохов. Судя по неуверенному смешку из зала, никто ему не поверил».
Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии.