Их становится все больше -- женских фильмов, книг, спектаклей: Женщин немало в искусстве, и искусства в них предостаточно. На недавно прошедшем ММКФ было и "женское" кино и кино "про женщин". Правда, я считаю, что нельзя делить по половому признаку произведения искусства, а можно лишь признавать их таковыми или нет, но тем не менее, два фильма в программе нового российского кино меня заинтересовали именно по причине их глубокой женственности.
В фильме "Дура" (2005), снятом мужчиной – режиссером Максимом Коростышевским рассказана пронзительная история двух сестер Тулиных – Ульяны и Лизы. Обе они красавицы, только, вот, не обе умницы. Ульяна взрослый человек с сознанием ребенка. Так бывает в природе. Это такая болезнь. Получилось существо с внешностью Оксаны Коростышевской: наивное, доверчивое, романтичное и, в то же время, по-детски жестокое и подлое. Второй сестре Лизе (Регина Мянник) повезло еще меньше: у нее совсем не клеится личная жизнь (какая личная жизнь с умственно отсталой сестрой?!), а в театре (она актриса) не клеится с творчеством.
Мне даже думается, что "Дура" – фильм про бедную Лизу, а не про ту, которая в названии. Ведь Ульяна счастлива по-своему, она в гармонии с окружающим миром, с природой, с самой собой. Но появившийся в доме Тулиных Мужчина-Писатель разрушает этот хрупкий мир, становясь яблоком раздора между сестрами. В свою очередь, женщины для Мушкина (Евгений Редько) становятся героинями нового романа, выдуманный финал которого трагически реализуется в действительности.
Я бы назвала этот фильм Максима Корыстышевского состоявшимся и более цельным, чем предыдущий под названием "Игра в модерн", если бы не одно "но", и это "но" – актриса Корыстышевская, точнее, ее игра. Не будучи по профессии психиатром, не могу судить, так ли выглядят и ведут себя люди с диагнозом Ульяны Тулиной. Просто, как зритель, я ей (актрисе) не верю, ее героиня меня не убеждает в своей болезни, а отсюда и отсутствие сострадания вообще ко всем персонажам картины. Мое мнение абсолютно не совпало с оценкой зрительского жюри на кинофоруме "Амурская осень" в сентябре прошлого года, которое присудило Оксане приз за лучшую женскую роль. "Дура" выходит в июле в широкий прокат, теперь и московский зритель "все поймет и все увидит сам".
Другую картину, которая меня заинтересовала на кинофестивале, сняла женщина – Елена Николаева.
Фильм "Попса" (2005), как можно догадаться из названия, об отечественном шоу-бизнесе, в котором, как известно, "бизнес" есть, а "шоу" маловато. Точнее, об одном дне из жизни продюсера Ларисы Ивановны, (напоминающей порой "наше все" Аллу Борисовну), роль которой с блеском исполнила Татьяна Васильева. В картине периодически будут появляться настоящие "звезды" российской эстрады – Лолита Милявская, Бари Алибасов, другие персонажи, а также "звезды" киношные в небольших ярких эпизодах. Но Васильева! Васильева затмила всех и превзошла саму себя. На мой взгляд, это лучшая роль актрисы за последние 10-15 лет. Татьяна Васильева доказала в который раз, что она актриса крупная, мощная, глобальная, и прекрасно играет любой материал, а не только драматургическую классику. Правда, и сценарист "Попсы" Юрий Коротков расстарался, и написал прекрасную, бенефисную роль, о которой может мечтать любая актриса. Говорят, написал специально для Васильевой.
Хотя картину называют "самой правдивой историей о шоу-бизнесе в отечественном кино", справедливости ради заметим, что были и другие фильмы на эту тему, и, на мой взгляд, не плохие (например, "Ландыш серебристый" (2000) Т. Кеосаяна). С правдивостью в "Попсе" все в порядке, а вот музыкальный ряд ("саундтрек" по-модному) оставляет желать лучшего: его не хватает ни в количественном, ни в качественном отношении. Молоденькая и милая Елена Великанова составила актерскую пару с Татьяной Васильевой, сыграв начинающую певицу по имени Слава. По-моему, ей удались две важные вещи: не мешать большой актрисе и не потеряться в ее тени.
Вот такие разные женщины, вот такие разные актрисы, и такое разное кино! Пусть же его будет больше – хорошего и очень хорошего.