Фильм "Двадцать одно" мог бы называться "Тупой и еще тупее в Лас-Вегасе" -- ботаны-студенты кидают казино при помощи математики и злодейского профессора Кевина Спэйси, а деньги тратят на стрип-клубы и Гарвард.
Студенты Массачусетского Института технологии несколько лет назад сорвали в Лас-Вегасском казино неплохой куш, используя усовершенствованную систему подсчета карт в блэкджеке. Журналист Бен Мезрич сорвал неплохой куш, написав об этом деле беллетризованный нон-фикшн, разошедшийся гигантским тиражом. Режиссер Роберт Лукетич попытался выдоить из этой истории еще немного денег, сделав фильм "Двадцать одно" с Кевином Спэйси, красными огнями Лас-Вегаса и молоденьким Джимом Стерджессом в роли главного бостонского "счетовода".
Реальная история студентов, оказавшихся круче, чем казино, – то есть сумевших обыграть Систему благодаря математическим талантам и умению работать в команде, – в книге Бена Мезрича превратилась в историю Джеймсов Бондов. Простые ботаны говорят, что от книги невозможно оторваться. А специалисты по игре в блэкджек уверяют, что Мезрич все переврал, оживил попсовыми подробностями и постарался, чтобы его герои были похожи не на бостонских задротов, а на суперагентов по борьбе с Системой. То есть, журналист исполнил давнюю мечту студентов-ботанов, показав их истинную сущность: умные, хитрые, бесстрашные, самые-самые крутые.
В пересказе Лукетича (автора «Блондинки в законе» /Legally Blonde/ (2001) и «Если свекровь – монстр» /Monster-in-Law/ (2005)) история претерпела обратное превращение: больше всего этот фильм похож на неоформившиеся фантазии унылого задрота, студента Бена Кэмпбелла. Он всю жизнь учится, с девушками ему не везет, гарвардскую стипендию ему давать не хотят, в друзьях у него толстяк-очкарик и очкарик-еврей, работает он продавцом в магазине одежды за 8 долларов в час. И живет в Бостоне – тихом и скучном профессорском городе. Зато он силен в математике – так давайте же придумаем, куда можно приложить этот талант.
Дальше начинается богатая и интересная жизнь – как себе ее представляет обычный бостонский студент. Бен встречает профессора математики, который собирает банду, еженедельно играющую в блэкджек по специальной системе. Система основана на подсчете выпавших карт, условных сигналах коллегам, а также, почему-то, фальшивых удостоверениях и полном подчинении профессору. Половина игроков (в основном девушки) сидят за разными столами, делают небольшие ставки, подсчитывают карты и ждут, когда колода станет "тяжелой" – то есть появится шанс выиграть. Тогда они подают условный сигнал основным игрокам, те подходят, делают большие ставки, выигрывают и уходят за другой стол. Выигранные деньги студенты просаживают в стрип-клубах (меня зовут Бонд! Джеймс Бонд!) и откладывают на поступление в Гарвард (я задрот! унылый задрот!). Веселятся герои натужно, профессор (не лучшая роль Кевина Спэйси) строит из себя крутого злодея, и все это похоже не на бондиану и не на «Друзей Оушена», а на что-нибудь вроде "Тупой и еще тупее в Лас-Вегасе".
Собственно число 21 – это не только блэкджек, но и возраст главного героя (теперь, по американским законам, ему можно ходить в клубы и пить мартини с водкой), а также, очевидно, количество использованных в картине кинематографических клише из студенческих фильмов. Студент колледжа, мечтающий о Гарварде. Сексуальная блондинка, которая дружит только с крутыми парнями. Еврей-интеллектуал. Умный профессор, оказывающийся жутким гадом. Начальник охраны казино, который скоро уйдет на пенсию из-за введения новой системы безопасности. Стрип-клуб с танцующими девочками. Страстные поцелуи с блондинкой. Тихие обеды у мамы. Студенческий конкурс на лучшего робота. Красноватый адский отблеск манящих огней казино (да-да, огни – манящие, поцелуи – страстные, а блондинка – сексуальная, и никак иначе). Еще десяток клише найдите сами.
Есть и еще один вариант толкования названия: алкоголики (кинорежиссеры) знают, что из абсолютно пустой бутылки водки (нежизнеспособного сценария) можно надоить еще 21 каплю бесценной жидкости (некоторое количество денег), если некоторое время подержать бутылку горлышком вниз (снять Кевина Спэйси в роли главного злодея).