
Криминальная комедия Владимира Зинкевича о трех братках и воровской доле.
Тема 90-х не отпустит российских зрителей и кинематографистов еще долго — такой вывод напрашивается при взгляде на последние отечественные релизы. В эпохе перемен можно найти примеры как доблестного сопротивления хаосу, так и героев, принявших правила криминальной игры. Именно вторым посвящает свою новую комедию Владимир Зинкевич, открывая «Где наши деньги?» коротким (и намеренно пафосным) монологом о том, что сейчас-то братки расскажут, как все было на самом деле.
В кабинете милиции распинаются Наука (Кузьма Котрелев) и Губа (Александр Тарасов): перед парнями стоит непростая задача — объяснить следователю (Александр Головин), куда делись 25 миллионов рублей из сейфа. Благодаря гостье из Италии Ане (Наталья Бардо) банда узнает, что в местном банке «Колхида» — намек на страну Золотого Руна — одна из стен сделана из фанеры. Недолго думая, криминальная троица обзаводится экскаватором, сносит хлипкую конструкцию… а дальше рассказ превращается в нелинейные воспоминания бандитов: как на «ходке» они столкнулись с охранником-терминатором (Владимир Сычев), поймали за нечистую руку директора банка (Сергей Беляев) и его бухгалтершу-любовницу (Анна Слю), но так и не ответили на главный вопрос… Где наши деньги?
Творчество Владимира Зинкевича стоит рассматривать как один из самых аутентичных и странных кинематографических трамплинов. После сериала «Качели» о парне, связавшемся с криминальным миром, режиссер приглянулся продюсерам как еще один голос «братков» — человек, который о жестокости 90-х явно знает не понаслышке. Тремя годами позже появился «Спайс бойз» — наркотический экшен о кровавой бойне, основанный на реальной истории в Гомеле. После выхода картины кто-то от Зинкевича отвернулся — были перейдены границы, неприступность которых, возможно, не стоило нарушать. Другие же похвалили режиссера за смелость и окрестили фильм российским «Экстазом». Как бы то ни было, на сегодняшний день Зинкевич заручился поддержкой «Плюс.Студии» и создал свою самую крепкую оду криминальному миру. В отличие от многих, большой бюджет ему не мешает, а наоборот — дает еще больше пространства для шуток про женскую грудь и смешных ругательств.
Стоит предупредить, что сюжет банален донельзя. Идея с ограблением банка приходила в голову многим, а в «Где наши деньги?» герои еще и стреляют себе в колено: появление Ани как бы намекает, что картину стоит воспринимать как российскую версию «Ограбления по-итальянски». От сравнений спасают персонажи: Наука в исполнении Кузьмы Котрелева вполне может стать новым Сашей Белым — не зря его нарядили в черную водолазку и характерное пальто. На даче показаний в участке отсутствует самый рисковый участник небольшой группировки — Колючий (Андрей Максимов), который и стену снесет, и в морду даст. Актерский состав проекта сам похож на банду: многие уже снимались в других фильмах Зинкевича, а к «старой гвардии» доверительно присоединились Алексей Серебряков, Сергей Епишев и, конечно, главная звезда фильма — Кузьма Котрелев. Забавно, но продюсер Владимир Маслов засветился в комедии в роли мелкой криминальной сошки. Как бы ни хотелось поймать «Где наши деньги?» на повторении уже известных сюжетов, именно актерский ансамбль реанимирует банальную идею.
Самый важный элемент, позволяющий фильму сохранить аутентичность и выделиться на фоне похожих проектов, — сплав шуток из «нижнего Интернета», малоизвестных шлягеров шансона и воровского сленга, из которого можно составить словарь имени Жигана-лимона. Здесь и Саня, который ювелир, и боржоми, который поздно пить, а некоторые сцены и вовсе напоминают «Бората» — то ли из-за повышенного градуса абсурда, то ли из-за гэгов о национальностях. «Где наши деньги?» собирает культурный код пацана из соседнего двора, а заодно дарит зрителю винтажную олимпийку, чтобы он мог почувствовать себя «своим». Зинкевич в насмешливой форме констатирует: не эпоха была злой, а некоторые ее представители — глуповатыми.
Конечно, фильм не лишен минусов: местами легко запутаться в нелинейном повествовании, которое, хоть и поделено на главы, в пересказе двух братков теряет важные детали. Концовка то ли придумана с мыслью «да ладно, никто не заметит», то ли и правда делает реверанс в сторону голливудских криминальных комедий вроде упомянутого «Ограбления по-итальянски» или «Друзей Оушена». Оставляя профдеформационные придирки, можно сказать: фильмы Владимира Зинкевича — в самом положительном смысле артефакты ушедшей эпохи. Режиссер не перекладывает на тяжелое время ответственность за людские пороки, не восхваляет 90-е как эпоху свободы. Вместо этого он рассказывает уморительно абсурдную историю трех парней, решивших дорваться до лучшей жизни.