18 апреля в российский прокат выходит картина «Паутина страха» — камерный французский ужастик о пауках-убийцах со стриминговой площадки Shudder. В кинематографе прошлого века фильмы с участием муравьев, пауков и прочих жуков были неожиданно популярны и стали чем-то вроде субжанра боди-хоррора — вспомнить только легендарную «Муху» Дэвида Кроненберга. По случаю релиза «Паутины страха» собрали самые страшные и запоминающиеся хорроры про насекомых, которые вы могли пропустить.
В начале 90-х годов режиссер «Конго» и «Белого плена», а также близкий приятель Стивена Спилберга Фрэнк Маршалл снял пародийный фильм ужасов «Арахнофобия», который иронично, если не жестоко, прошелся по самому популярному страху на свете. Сюжет картины разворачивается в небольшом калифорнийском городе Канайма, куда по ошибке был заброшен особо опасный вид тарантула. И все бы ничего, если бы членистоногий товарищ не решил спариться с местным абсолютно безобидным паучком. В результате многократной паучьей любви рождается абсолютно новый, сверхагрессивный вид тарантулов, способных убить десятки, а то и сотни людей. Спасти жителей Канайма от смертельной опасности пытается доктор-арахнофоб Росс Дженнингс (Джефф Дэниэлс) — блестящий, но очень неуверенный в себе ученый, который большую часть жизни посвятил борьбе с вредителями. Забавно, что в роли зловещего паука в фильме снялся Delena cancerides — один из самых социальных и безопасных видов членистоногих. Этого же паука можно, например, увидеть в знаменитой супергеройской трилогии Сэма Рэйми.
Фантастический фильм ужасов «Рой» (не путать с одноименным сериалом Дональда Гловера) также проходится по нашим детским страхам, реализуя сюжет полузабытого кошмара: гигантский рой африканских пчел-убийц становится причиной катастрофы библейского масштаба. Главный герой, генерал Талиус Слейтер (Ричард Уидмарк), отправляется на одну из военных баз в Техасе, откуда не так давно поступил тревожный вызов. Оказавшись на месте, Слейтер понимает, что все военные стали жертвами местных пчел. Единственный выживший — энтомолог Бредфорд Крейн (Майкл Кейн) — помогает генералу справиться с внезапной опасностью, к которой, как оказалось, никто не был готов. В фильме Ирвина Аллена пчелы не только атакуют людей, но и провоцируют глобальные разрушения: уничтожают целые города и даже пускают поезда с рельсов. И несмотря на весьма тревожный горизонт событий, «Рой» во всех смыслах «мягкий» ужастик, практически лишенный крови и графического насилия.
Клещи, возможно, самые недооцененные насекомые в жанре ужасов. В попытке снять идеальный хоррор про насекомых кинематографисты все чаще прибегают к использованию пауков, на худой конец муравьев, однако мало кто задумывается о том, что, в отличие от них всех, клещи и правда опасны. И жаждут человеческой крови. Американский актер и режиссер Тони Рэндел («Странная парочка») стал единственным, кто смог осознать перспективность клещей в качестве потенциальных антагонистов. В его картине «Клещи» 1993 года насекомые подвергаются сильной мутации из-за отходов наркотического содержания, после чего отправляются в детский лагерь отдыха, где и находят потенциальных жертв. И несмотря на довольно необычную завязку, «Клещи» во всех отношениях достаточно стандартный хоррор о дне, когда все пошло наперекосяк. Смотреть стоит хотя бы ради того, чтобы воскресить в памяти сгинувшего в неизвестности актера Сета Грина, который в свое время так и не смог добиться лавров Тимоти Шаламе.
По современным меркам ретро-хоррор «Они!» режиссера Гордона Дугласа — кино малособытийное и не особо напрягающее. Однако для зрителей 1954 года фильм о пришествии гигантских муравьев, созданных в результате многочисленных испытаний ядерного оружия, был своего рода отражением страхов послевоенных реалий. Главный герой «Они!» сержант Бен Петерсон (Джеймс Уитмор) самостоятельно расследует дело о нападениях мутировавших насекомых в пустыне Нью-Мексико. Фильм Дугласа, как это принято говорить, опередил свое время, а также в значительной степени предопределил развитие жанра научно-фантастического хоррора. Опять же, с точки зрения современности «Они!» едва ли способны удивить, однако, зная контекст, зритель вполне может оценить вклад режиссера в создание атмосферы хоррора.
Еще одно ретро, на этот раз посвященное атаке древнего богомола. «Смертельный богомол» Натана Юрана был одним из немногих хорроров 50-х годов, который отошел от популярной темы ядерной угрозы. По сюжету находившийся в анабиозе где-то в ледниках Северного полюса 60-метровый богомол возвращается к жизни, чтобы начать сеять хаос в американском Вашингтоне. Примечательно, что этот монстр оказывается более живучим, чем, скажем, инопланетное нечто из культового хоррора Джона Карпентера, — богомола из картины Юрана не взял даже пулемет. Для работы над фильмом была создана массивная модель богомола из папье-маше, оснащенная специальной гидравлической системой. В лучших традициях японской «Годзиллы» американский «Смертельный богомол» терроризировал многоэтажки мирного Вашингтона, заглядывал в окна добропорядочных женщин и всячески изображал из себя страшного монстра. Сегодня такое кино больше развлекает, чем пугает, но все еще остается весьма приятным времяпровождением.
Культовый ужастик «Калейдоскоп ужасов», режиссером которого выступил Джордж Ромеро, а сценаристом — Стивен Кинг, состоит из пяти отдельных новелл. Каждая из них является референсом на хоррор-комиксы 50-х годов. В истории, получившей подзаголовок «Они ползают по тебе», происходит настоящая смертоносная битва с полчищами самых мерзких бытовых насекомых — тараканов. Главный герой — невротичный бизнесмен Алсон Прэтт (Э.Г. Маршалл) — живет в герметичном, идеально вымытом пентхаусе. Впрочем, навязчивая боязнь любого вида грязи и микробов — не единственная проблема Прэтта. Он также оказывается крайне жестоким и даже психопатическим человеком, унижающим всех вокруг — особенно достается подчиненным. В один прекрасный день карма приходит в дом Прэтта в виде полчищ тараканов, видеть которых, увы, может только он. Этого достаточно для полнометражного, очень красочного схождения с ума. Слабонервным смотреть не рекомендуется.