Зои Салдана сыграла в Аватаре прекрасную синюю дикарку Нейтири, охотницу, будущую жрицу, возлюбленную главного героя, девушку с удивительной животной пластикой. Салдана раскрывает свои источники вдохновения и главный секрет «Аватара».
-- В этот год вышли «Звездный Путь» /Star Trek/ (2009) и «Аватар» /Avatar/ (2009) – два грандиозных проекта в жанре научной фантастики с вашим участием. Один про страсть человечества к звездам, другой – про то, что и дальние галактики человество испортит. Какая точка зрения вам ближе?
-- О боже, да… Это было бы очень грустно, если бы такие истории, как «Аватар» оказались бы правдой. Но такие фильмы, как «Аватар», такие сериалы, как «Звездный путь», они должны вдохновлять человечество заботиться не только об окружающей среде, но и друг о друге.
-- В этом фильме у вас удивительные движения, поразительная пластика, одновременно человеческая и нечеловеческая. Вы это сами делаете, или это такой 3D-трюк? И кто вообще все это придумал?
-- Это командная работа. Джим нанял удивительную команду, отличных постановщиков трюков, тренера движений, а еще у меня был учитель боевых искусств, учитель конного спорта, учитель стрельбы из лука, тренер для занятий языком На'ви.
-- Ну то есть вы все делали сами?
-- Я старалась, но еще была целая команда каскадеров. Мы делали столько, сколько могли, а дальше эти люди подхватывали. Хотела бы я делать все трюки и прыжки сама, но приходится благодарить каскадеров. Без постановщика трюков все равно никуда не денешься, речь идет и о моей безопасности, и о страховке для продюсеров.
-- А ваши источники вдохновения для роли Найтири, какими они были? Что вы смотрели? Документальные фильмы про масаев, фильмы про индейцев?
-- Я все смотрела. Не только про индейцев, это ведь история, которая повторяется с начала времен. Мы захватываем чужие территории и уничтожаем их хозяев. Съемочной группе все время задают политические вопросы: «Не думаем ли мы, что это история европейцев, завоевавших Америку?» Но простите, ацтеки то же самое сделали то ли с майя, то ли с инками. И египтяне делали то же самое, и римляне. И я все строила на этом. Но конечно я смотрела фильмы о племенах Южной Америки, а также о новозеландских маори, мы отовсюду взяли понемножку. Я еще смотрела фильмы про животных, особенно о кошачьих, они очень ловкие. Ну и кроме того я наблюдала за моей племянницей. Ей было три с половиной года, когда мы снимали. Она так невинна, она живет так просто… В общем, На'ви ведут себя очень по-детски. Они не рассуждают, они не держат зла, это очень открытый, очень детский способ существования. Очень невинный.
-- Знаете, мне показалось очень интересным, что в обществе На'ви социальные роли женщин не отличаются от роли мужчин. Все делают примерно одно и то же, нет специфически, допустим, женских обязанностей. Как вы думаете, а как они вообще функционируют в семье? Есть какая-то разница между мужскими и женскими ролями? Вы говорили об этом с Джимом?
-- Разницы никакой нет, все дествительно равны. У них равные права, это их урожденные права, все равны и все равно тебе. Все делают, что хотят. Смотрите, Найтири – принцисса, но ее отец не запрещает ей быть охотницей. Хотя он великий воин и вождь.
-- Насколько глубока вообще эта история? У меня есть ощущение, что Кэмерон придумал гораздо больше, чем то, что мы видим на экране. Вы ведь знаете все это, так? Можете рассказать мне о Пандоре что-то такое, чего мы не увидим в кино?
-- В кино не попала одна вещь, надеюсь, что она попадет в DVD. Мы соединяем наши косы и находящиеся в них нервные окончания к растениям и животным, к ездовым баньши, например. Но точно так же мы их присоединяем друг к другу, когда мы влюблены. Но если так сделать, возникнет связь на всю жизнь, как когда приручаешь баньши. Один дракон будет летать только с одним наездником всю жизнь – то же и с На'ви.