Посреди пустынной комнаты на стуле сидит человек. На его лице нет живого места, вместо ровного дыхания слышится болезненное сопение, а из рассеченной брови одна за одной бегут капельки крови. В полутемное помещение входит еще один, он хватает пленника за подбородок и крепко сжимает его, требуя ответов… которых не получает. Его терпение кончается, и он хватается за пистолет. Бесцеремонно мучитель приставляет ствол к коленной чашечке своей жертвы и, не колеблясь ни секунды, спускает курок. Грохот выстрела смешался с хрустом и воплями… Зрители в зале поморщились и пробубнили себе под нос: «Жестко». Да, жестко (точнее жестоко, хотя теперь эти слова уже синонимы), но именно такие эпизоды шокируют, врезаются в память. Сегодня жестокость стала чуть ли не обязательным атрибутом кинематографа, некоторые зрители воспринимают рейтинг R как знак качества, а ряд режиссеров сделали жестокость своим фирменным стилем.
В «Джеке Ричере» жестокость не цель, а скорее средство – мера реализма. Главный герой – призрак, бывший спецагент, крутой и бескомпромиссный профессионал; такой персонаж не будет церемониться, он бьет наверняка, да так, чтобы противник уже не встал. Для него не существует правил честного боя, его критерий – конечный результат. Ричер способен и в кадык кистью вдарить, и в пах с ноги зарядить.
Придумал эдакого молодца британец Ли Чайлд, для друзей просто Джим – Джим Грант. Получив юридическое образование, которое писателя совсем не интересовало, Грант записался в театральный кружок, потом попал на ТВ, где отработал тысячи эфирных часов, а в 1997 году выпустил книгу под псевдонимом Ли Чайлд. Произведение называлось «Этаж смерти», роман сорвал банк и одарил главного героя Джека Ричера долгой жизнью. Впоследствии книжек о хладнокровном профи набралось почти два десятка (последняя датирована 2012 годом, и до России она еще не добралась).
Фильм Кристофера МакКуорри с Томом Крузом в главной роли основан на романе «Выстрел». Джек Ричер берется за расследование убийства, объявленного раскрытым после того, как власти арестовывают снайпера, застрелившего пять случайных прохожих. Чутье подсказывает Джеку, что в истории не все так чисто.
Лиза Шварцбаум (Lisa Schwarzbaum/Entertainment Weekly) назвала главного героя Лигой справедливости в одном лице, но это был последний комплимент из ее уст: «Круз не так обаятелен, как Ричер в книге. Дело не в образном диссонансе и разных физических данных, дело в фильме, который не в состоянии продемонстрировать оригинальность героя. Лента набита клишированными сценами и ужасно шаблонными диалогами».
О каком таком диссонансе говорит Лиза? Если вы читали книгу, то наверняка тоже удивились, что Круз с его 170 см будет играть двухметрового гиганта. Это не единственное отличие, но об этом расскажут уже другие рецензенты.
«Ричер – мускулистый герой боевика, чьи подвиги подошли бы Арнольду Шварценеггеру или Сильвестру Сталлоне, но никак не Тому Крузу, – пишет Питер ДеБрюг (Peter DeBruge/Variety). Звезда слишком харизматична для такой холодной роли. В идеале, Круз должен был снова влезть в шкуру прямолинейного киллера из «Соучастника», но он больше похож на потасканного бойскаута. Его персонаж все делает на бегу, а на самом деле Ричер был медлительным, двухметровым бугаем, т.е. парнем, которого по сюжету Круз должен перехитрить, а не играть».
Такие разительные отличия мешали далеко не всем. Джеймсу Моттрэму (James Mottram/Total Film) фильм понравился: «Пусть Том Круз ниже двухметрового Ричера со страниц книги, это не мешает наблюдать за его самой яркой, выразительной ролью недавнего времени. Когда актер находит режиссера, с которым работа идет на ура, это великолепно. Сейчас ходят слухи, что Кристофер МакКуорри может взяться за пятую »Миссию невыполнима«; франшиза от этого только выиграет».
Тодд МакКарти (Todd McCarthy/The Hollywood Reporter) получил эстетическое удовольствие от просмотра: «Джек Ричер – первая адаптация книги Ли Чайлда. Экранизация привлекает своей жесткостью, простотой и мускулами. Быть может, Том Круз и не двухметровая скала из книги, но главная роль ему как раз впору. Теперь он может обзавестись новой франшизой. Если отзыв общественности будет таким же сильным, как и фильм МакКуорри, то вторая часть гарантирована».
Общественность, ты слышишь? Судьба сиквела «Джека Ричера» в твоих руках, вершить ее предстоит, начиная с 10 января.
Режиссер «Джанго освобожденного» – Квентин Тарантино, и этим все сказано.
Самый жестокий хозяин – бывший раб. Джейми Фокс в роли чернокожего Джанго подтвердит этот тезис. Стоит дать негру с плантации пистолет, и он уже хозяин чьей-то жизни; ох, со многими Джанго с радостью поквитается. В первую очередь, с братьями Бритл, которые продали его жену другому плантатору… позднее Фокс возьмется за остальных мучителей своего народа.
«Великолепный и жестокий вестерн о мести – первоклассное зрелище от Квентина Тарантино: захватывающее приключение, выдержанное в рамках жанра и стиля, кульминацией которого стал причудливый и кошмарный сценарий, – восхищается Питер Брэдшоу (Peter Bradshaw/The Guardian). – Фильм выполнен с присущей Тарантино провокационностью и смелостью: зверство так и хлещет, а вместе с ней – черный юмор. Кроме того, свои роли выше всяких похвал сыграли Кристоф Вальц, Джейми Фокс, Керри Вашингтон, Леонардо ДиКаприо и особенно Сэмюэл Л. Джексон».
«В »Джанго освобожденном« просто улетная режиссура, это самый оригинальный фильм года. Тарантино знает, как одновременно уважить фанатов спагетти-вестерна и любителей зверского супернасилия. И да, кровища там немерено», – вынес свой вердикт Джошуа Роткопф (Joshua Rothkopf/Time Out).
«Было бы странно, если бы новый фильм Квентина Тарантино обошелся без атмосферы грайндхаус-кино семидесятых. »Джанго« – это вакханалия броского насилия и жестокости: мордобой, сцена, в которой собаки разрывают человека на части, и беспорядочное использование слова на букву »Н« (ниггер)», – высказывает свое мнение Оуэн Глейберман (Owen Gleiberman/Entertainment Weekly).
Эрик Кон и Патрик Негт (Eric Kohn & Patrick Kneght/The Plyalist) взялись обсуждать, какие из фильмов этого года претендуют на Оскар, и в своей беседе не прошли мимо «Джанго освобожденного»: «Фильм Квентина Тарантино моментами ярок в эстетическом плане и способен произвести впечатление на самых циничных зрителей».
«Джанго» уже произвел, год подходит к концу и свои награды раздают кинокритики. Кристоф Вальц и Леонардо Ди Каприо за свои актерские работы были удостоены нескольких премий сообществ кинокритиков США. Дальше больше, картина была выдвинута в четырех номинациях на «Золотой глобус», включая за лучший драматический фильм года. Как думаете, сколько номинаций на Оскар получит «Джанго»?
Прежде, чем отвечать на вопрос, посмотрите фильм – в российский прокат лента выходит 17 января.