
Скомканный и несколько непродуманный манифест французских социалистов. Мол, взять бы все да поделить. Вот только ответственность на себя не желают брать ни авторы, ни герои картины
Скомканный и несколько непродуманный манифест французских социалистов. Мол, взять бы все да поделить. Вот только ответственность на себя не желают брать ни авторы, ни герои картины.
Тьерри – 51-летний безработный француз. Почти два года назад банкротство завода делало его человеком, вынужденным жить на пособие, и пока бывшие коллеги пытаются через суд, забастовки и пикеты вернуть свои рабочие места, Тьерри ищет новые пути применения своих навыков и опыта. Однако в кризис с работой очень непросто. В конце концов мужчина получает должность охранника при крупном торговом центре, а в его обязанности входит не только поимка воров, но и разоблачение сослуживцев, пытающихся что-то стянуть с прилавка. В какой-то момент Тьерри становится тем человеком, который выносит другим приговор – оставаться работать или идти в безработные, – но память о собственных муках у мужчины еще слишком свежа…
Так уж получилось, что французское кино – единственный пласт европейского кинематографа, представленный в российском кинопрокате во всем разнообразии жанров, стилей и авторских взглядов. Даже пресловутый Голливуд знаком среднему зрителю только верхушками, а вот о Франции можно сделать самые всеобъемлющие выводы, опираясь не только на их знаменитые комедии, но и на драмы и социальные картины. «Закон рынка» – это именно та социальная драма, коими знамениты братья Дарденн (формально бельгийцы, но работающие на французском языке для французского рынка). В ту же копилку можно занести и недавнюю «Молодую кровь» Эмманюэль Берко: французское общество – любимый предмет препарирования режиссерами самого разного уровня таланта.
Не случайно мы упомянули о Дарденнах. Их знаменитая картина «Два дня, одна ночь», конечно, далеко не фильм-близнец «Закона рынка», но совершенно точно явление из той же вселенной. Да, эти два фильма очень близки к реальности, но в то же время они отражают несколько наивный детский взгляд на современный мир, мир корпораций, технологий, экономии и целесообразности.
Формально сюжет «Закона рынка» очень прост. Человек, который вышел за границу привлекательности для работодателей, в какой-то момент оказывается на улице. Его регулярные походы в центры занятости, обретение новых навыков, бесконечные собеседования не дают результата. Впору опустить руки, но тут появляется шанс, однако на новой работе герою предстоит встать на другую сторону баррикад. Каких-то серьезных моральных дилемм картина не предлагает – это не «Выбор Софи», хотя и здесь главный герой становится одной из причин неожиданной смерти третьестепенного персонажа. Но мораль и не была главной целью авторов, задумавших картину. Скорее во главу угла была поставлена тема унизительного положения безработных, тратящих время и деньги на курсы повышения мастерства, слоняющихся по банкам в поисках денег на пропитание, но при этом постоянно оказывающихся за бортом стабильности.
Конечно, с нашей колокольни смотреть на это необыкновенно забавно. Не дай вам бог пожить на российское пособие по безработице или испытать на себе «круги ада» ярмарок вакансий, где предложения полного рабочего дня еще более унизительны, чем пособие. Во Франции же Тьерри имеет дом, возможность передвигаться на авто, заниматься учебой и воспитанием больного сына, пусть и испытывая затруднения. Но в том-то и фокус. Франция – государство, несущее перед своими гражданами определенные обязательства, поэтому Тьерри и его семья не оказываются без крыши над головой, их не лишают элементарных удобств, им навстречу идут социальные работники и чиновники от образования. С ними вежливы, к ним чутки и терпеливы – и не удивительно, что в результате герой находит рабочее место. Не совсем то, о чем мечтал, но не в его положении выбирать.
А вот в финале начинается самое интересное – авторы сами отвечают на поставленный ими же перед зрителем вопрос. Что делать герою, который недавно выбился из безработных в мелкого охранника, когда от его слов зависит, выкинут с работы очередного проштрафившегося кассира или нет? Ответ «Закона рынка» забавен – фильм просто заканчивается на полуфразе. Герой уходит в ночь, как раненый Цой в «Игле», при этом «героически» пряча голову в песок.
«Закон рынка» при всем своем замахе оказывается не самым сильным фильмом, и пусть его участие в Каннском киносмотре не искажает ваше восприятие. Эта картина – показатель неуверенности. Авторы вроде бы чувствуют какой-то дискомфорт, но не видят путей его преодоления, кроме дистанцирования от вопроса. Не очень-то смело и совсем не талантливо. Посмотреть на «загнивающую Европу», впрочем, довольно интересно. Да и понимание того, что вопросы отношений человека и общества Францию волнуют, тоже важно. Мы во многом на них ориентировались в прошлом, хорошее можно перенимать и сейчас. В кино – особенно.
С 19 мая в кино.