Не следили за «оскарной» гонкой? Не успели прочитать ее результаты? Не беда! Мы подготовили рассказ обо всех основных претендентах на награды Киноакадемии, а также о том, каких статуэток они удостоились и как распределились бы «Оскары», если бы к нашему мнению прислушивались в Американской Киноакадемии
«Великая красота»
(лучший фильм на иностранном языке)
Печальная, поэтичная, ироничная и медлительная картина о закате жизни, конце цивилизации и вечном Риме, размашистое полотно Паоло Соррентино нашло немало поклонников среди ценителей традиционного европейского артхауса. Нас «Великая красота» тоже впечатлила, но отнести ли ее к шедеврам на все времена? На наш вкус, выдающиеся артхаусные полотна должны быть не только восхитительными, но и провокационными. «Красота» же оказалась слишком умиротворенной для того направления кино, к которому она принадлежит. Зато она приглянулась киноакадемикам, и они вручили ей «Оскар».
«Охота»
(лучший фильм на иностранном языке)
В 1998 году датский режиссер Томас Винтерберг сразил нас наповал жесткой семейной драмой «Торжество», снятой в эстетике манифеста «Догма». С тех пор ему не удалось снять ничего столь же мощного, но «Охота», пожалуй, ближе всего подошла к тому уровню пронзительного драматизма, который Винтерберг продемонстрировал в «Торжестве». Это трагическая история о мужчине, на которого начинается настоящая охота, когда маленькая девочка несправедливо обвиняет его в домогательствах. И это как раз такой артхаус, который мы особенно ценим, – художественно сильный и ставящий неудобные вопросы.
«Железный Человек 3»
(лучшие визуальные эффекты)
Пятый фильм в перечне лент с самыми большими кассовыми сборами (без поправки на инфляцию), эпический комиксный блокбастер Шейна Блэка выжал все возможное и невозможное из популярности Роберта Дауни-младшего и его героя-миллиардера. Значит ли это, что в итоге получился шедевр? Пожалуй, нет. Чтобы стать шедевром, фильму нужен был более внятный сюжет. Но зато по части юмора, обаяния и драйва у «Железного Человека 3» все было в порядке. И визуальные эффекты, разумеется, также были на уровне. Хотя и, пожалуй, не на «оскаровском».
«Стартрек: Возмездие»
(лучшие визуальные эффекты)
Мы так ждали второй «Стартрек» (он же «Звездный путь»), и он так нас подвел… Вместо того чтобы придумать для Керка, Спока и прочих бравых астронавтов оригинальное приключение, команда Дж. Дж. Абрамса позаимствовала основную сюжетную идею из «Стратрека 2», вышедшего в 1982 году. Причем заимствование это получилось не слишком удачным – хотя бы потому, что персонаж по имени Хан Синг не может выглядеть как Бенедикт Камбербэтч. Но поклонникам захватывающей космической фантастики особенно выбирать не из чего. Да и в остальных отношениях «Возмездие» получилось вполне достойным. В том числе в плане визуальных эффектов.
«Невидимая женщина»
(лучший дизайн костюмов)
Вы знали, что у Чарльза Диккенса была любовница? Мы раньше как-то не задумывались даже о том, что у него была жена. Однако у великого английского писателя была и та, и другая, и биографическая драма Рейфа Файнса (он поставил фильм и сыграл главную роль) рассказала печальную историю отношений женатого мэтра с молодой актрисой Нелли Тернан. Это фильм не о большой любви, а о том, как трудно быть маленькой женщиной в тени большого человека. Поэтому, несмотря на то что это костюмная драма, фильм, на наш взгляд, уместнее бы смотрелся в актерских номинациях на «Оскар». Потому что его костюмы нас не впечатлили, а вот игра Файнса и Фелисити Джонс была вполне достойной.
«Несносный дед»
(лучший грим)
Цикл «Чудаки» и «Оскар» созданы друг для друга? Очевидно, нет. Их даже странно упоминать в одном предложении. Как фильм из низкопробного комедийного цикла, основанного на самом тупом юморе, который только можно себе представить, попал в одну компанию с солидным кино? Все благодаря тому, что в «Несносном деде» ведущего актера цикла, 40-летнего Джонни Ноксвилля, загримировали под 86-летнего старика. И этот грим был столь убедительным, что случайные свидетели в самом деле принимали Ноксвилля за пожилого мужчину, который участвует в дурацких проделках.
«Пленницы»
(лучшая операторская работа)
Вот парадокс – в прошлом году «Пленницы» не были у всех на устах, и сборы картины были внушительными, но не запредельными (122 миллиона долларов). Однако те зрители и критики, которые видели этот фильм, выставили ему самые высокие оценки, и «Пленницы» смогли пробиться в число лучших 250 фильмов всех времен и народов по версии портала IMDB. Как так вышло? Наверно, многие изначально недооценили ленту из-за того, что мрачных триллеров о серийных преступниках сейчас пруд пруди. Однако «Пленницы» – это не просто триллер, а еще и психологическая драма и даже философская притча о демонах, которые живут в людских душах. Нам этот фильм так понравился, что мы хотели бы увидеть его не только в операторской, но и в актерской номинации – за блестящую игру Джейка Джилленхола и Хью Джекмана.
«Воровка книг»
(лучшая оригинальная музыка)
«Не все немцы во время Второй мировой войны были нацистами!» – подростковая военная драма «Воровка книг» преподносит эту простую мысль с такой важностью, как будто это удивительное откровение. И, к сожалению, эта единственная мысль, которую картине удается донести. Потому что попытки поговорить о пользе чтения упираются в то, что героизм в фильме проявляют те, кто ничего не читает. А «чтецы» вроде юной главной героини, которая живет в маленьком немецком городке и ворует книги из дома бургомистра, оказываются персонажами не рискованных дел (вроде спасения молодого еврея), а пустых слов. Так что картина не попала бы в номинацию «Оскара», если бы ее музыку не написал великий Джон Уильямс.
«Перед полуночью»
(лучший адаптированный сценарий)
Американская киноакадемия считает «адаптированными» любые сценарии, основанные на ранее существовавшем материале. То есть не только экранизации, но и сиквелы, даже если изначальный фильм совершенно оригинален. Именно поэтому «Перед полуночью» претендовал на «Оскар» за лучший адаптированный сценарий. Никакие «внешние» творцы к фильму отношения не имели, но это уже была третья тонкая и душевная картина Ричарда Линклейтера об американце Джесси и француженке Селин, которым время от времени предоставляется шанс всерьез поговорить о жизни и о любви.
«Спасти мистера Бэнкса»
(лучшая оригинальная музыка)
Эмма Томпсон, Эмма Томпсон, Эмма Томпсон… Когда читаешь перечень наград и номинаций байопика Джона Ли Хэнкока, в глаза бросается, что большинство членов жюри предпочли отметить картину за великолепную игру Эммы Томпсон в образе Памелы Трэверс, создательницы книжного цикла «Мэри Поппинс». Голливудские киноакадемики, однако, сочли, что Томпсон не дотянула до уровня пяти лучших актрис года, и, наверно, поэтому номинировали «Спасти мистера Бэнкса» за достойную, но не выдающуюся музыку Томаса Ньюмена.
«Не угаснет надежда»
(лучший монтаж звука)
Еще один фильм, который был номинирован не в той категории, в которой хотели его видеть многие профессионалы и простые зрители. В этой то драматичной, то медитативной ленте о сражении одинокого яхтсмена со стихией Роберт Редфорд в очередной раз подтвердил свое актерское мастерство и продемонстрировал свою несравненную харизму. Поэтому многие ждали появления картины в номинации «лучший ведущий актер». Впрочем, «лучший монтаж звука» – тоже вполне заслуженная номинация. Когда сидишь в зале, полное ощущение того, что оказался вместе с главным героем на разбитой яхте посреди океана.
«Долгая дорога к свободе»
(лучшая песня)
От давно задуманного и лишь недавно снятого байопика о молодости и зрелости Нельсона Манделы многого ждали и не слишком многого дождались. Создатели картины не смогли превратить драматичную жизнь в подлинно драматичное полотно. Возможно, от слишком большого уважения к предводителю борьбы с апартеидом. Это, однако, не помешало группе U2, члены которой были лично знакомы с Манделой, выйти из спячки и записать их первую с 2010 года композицию Ordinary Love. Не эпохальную, но достаточно интересную, чтобы пробиться в песенную номинацию.
«Одинокий рейнджер»
(лучший грим, лучшие визуальные эффекты)
260 миллионов долларов в мировом прокате. Для многих картин это был бы успех, но для обошедшегося в сравнимую сумму (без учета расходов на рекламу и продвижение!) «Одинокого Рейнджера» это был провал. Катастрофический провал. Картина, которая задумывалась как один из главных летних хитов, стала подтверждением уже не раз высказывавшегося мнения, что мейнстримные блокбастерные вестерны – мертвый жанр. Даже если картина снята в ироническом ключе с множеством фантастических деталей. Как говорится, «померла, так померла». На что были потрачен столь внушительный бюджет? В частности, на безумный грим Джонни Деппа и прочих звезд картины, а также на впечатляющие эффекты, позволившие персонажам выполнить на экране трюки, которые были слишком опасны для кино, не знавшего компьютерной графики. Ничто из этого, однако, не было сочтено достойным статуэток.
«Великий Гэтсби»
(лучший дизайн костюмов)
Трудно поверить, но это случилось. Заточенный под международный успех «Одинокий Рейнджер» в прокате провалился, а высокобюджетная экранизация романа Ф. Скотта Фицджеральда, которая, казалось бы, должна была увлечь лишь пылких поклонников американской словесности, стала хитом и принесла на 100 миллионов больше, чем «Рейнджер». Да здравствует классическая литература! И режиссер Базз Лурман, сумевший вместе со своей командой превратить «Великого Гэтсби» в визуально роскошное полотно. Супруга постановщика, австралийский дизайнер и арт-директор Катрин Мартин, превосходно поработала над фильмом, и ее шикарные декорации и костюмы в стиле «рокочущих 1920-х» были по праву отмечены двумя «Оскарами». Кстати, это уже третья и четвертая «академические» статуэтки Мартин. Два своих предыдущих «Оскара» она получила за «Мулен Руж!».
«Уцелевший»
(лучший звук, лучший монтаж звука)
Если в прошлогодней «Цели номер один» рассказывалось об успешной операции американского спецназа в Пакистане, то «Уцелевший» – это, наоборот, история о проваленной миссии в Афганистане. Зачем напоминать себе и зрителям, что такие тоже бывают? Затем, что трудно показать солдат героями, когда все у них идет как по маслу. А вот когда спецназовцы попадают в засаду и почти все погибают в ходе последующего противостояния (это не спойлер – исход операции указан в заглавии ленты), то это позволяет увидеть в морпехах не машины смерти, а уязвимых и небезупречных людей. И картина получается драматичнее и душевнее, оставаясь при этом мощным боевиком. До «Оскаров», правда, фильм все же не дотянул, а вот на две технические номинации наработал. Учитывая, что создатели картины потратили немало сил, чтобы звук «Уцелевшего» перенес зрителей в афганские горы.
«Великий мастер»
(лучшая операторская работа, лучшие костюмы)
В прошлом Вонг Кар-Вай держался в стороне от основного национального жанра, однако он все же решился воздать ему должное и снять фильм о боевых искусствах, повествующий о легендарном Ип Мане, учителе Брюса Ли. Как выглядит история кунг-фу через призму изысканного артхаусного искусства Вонга? Как отрывочное, но зато стильно снятое кино, которое уделяет больше внимания душевным метаниям влюбленной в Ип Мана женщины, чем постижению героем древней традиции. Также спорным можно счесть приглашение на главную роль Тони Люна – харизматичнейшей звезды без многолетнего опыта реальных и экранных единоборств. В Китае можно было бы найти актера, чье боевое мастерство не пришлось бы создавать с помощью монтажных и операторских трюков. Что касается «Оскаров», то фильм заслужил свои номинации, но мы не стали бы превращать их в статуэтки. И киноакадемики приняли такое же решение.
«Гадкий я 2»
(лучший полнометражный мультфильм, лучшая песня)
Выпустив в 2010 году превосходный комедийный мультфильм «Гадкий я», обаятельно пародирующий суперзлодейские штампы, французская студия Illumination Entertainment (сотрудничающая с голливудской студией Universal) не смогла удержаться на прежнем уровне. Сиквел получился не столь увлекательным, не столь трогательным и не столь драматичным, как оригинал. Хотя он вышел куда более смешным, что можно счесть вполне приличной компенсацией за сценарные недостатки. Зрители, по крайней мере, так посчитали – иначе бы лента не заработала почти миллиард долларов, став третьей по сборам картиной года. «Оскар» за лучший полнометражный мультфильм, однако, картине не светил. Равно как и «Оскар» за лучшую песню – беззубую и мгновенно вылетающую из памяти композицию Фаррелла Уильямса Happy.
«Холодное сердце»
(лучший полнометражный мультфильм, лучшая песня)
Прошедший год стал годом чувствительного подзатыльника для студии Pixar. Их релиз «Университет монстров» не попал ни в одну номинацию на «Оскар» и был обойден почти всеми прочими наградами. Напротив, картина их конкурентов-партнеров из Disney «Холодное сердце» заработала в прокате больше миллиарда долларов, стала самым обсуждаемым мультфильмом года, удостоилась больших похвал, чем аналогичная феминистская лента Pixar «Храбрая сердцем», и, наконец, по праву получила два «Оскара» в двух номинациях. Диснеевские принцессы – самые принцессы! И Let It Go – не проходная композиция, а превосходный гимн девичьему раскрепощению, который вполне может стать многолетним хитом караоке. Так что если раньше Pixar заметно опережала конкурентов, то теперь студия оказалась в положении догоняющей. И это хорошо – чем жестче конкуренция, тем лучше для зрителей.
«Август»
(лучшая ведущая актриса, лучшая актриса второго плана)
Две номинации «Августа» вполне отражают суть постановки. Это близкая к тексту и потому старомодно выглядящая экранизация популярной трагикомической пьесы, посвященной семейным страстям большого американского клана. Привычный материал, второсортное изображение… Вытащить такое кино могут лишь звезды. К счастью, звезд в «Августе» – как на безоблачном августовском небе. Прежде всего, это номинированные на «Оскары» Мерил Стрип и Джулия Робертс. А также Юин МакГрегор, Крис Купер, Эбигейл Бреслин, Бенедикт Камбербэтч… И играют они от ножа, как и положено актерам, которые не могут спрятаться ни за экшен, ни за спецэффекты и которые должны нагнетать напряжение одними лишь экранными перепалками. В итоге получилась вполне достойная картина, заслужившая свои номинации. Мы бы не сильно удивились, если бы номинация Стрип обернулась статуэткой.
«Внутри Льюина Дэвиса»
(лучшая операторская работа, лучший звук)
Новый фильм братьев Коэн считается одним из главных «оскарных» неудачников года. От киноакадемиков ждали нескольких ключевых номинаций, но они расщедрились лишь на техническую (звук) и полутехническую (операторская работа) категории. Справедливо ли это? Скажем так: у нас нет претензий к этому решению. Можно было бы поставить ведущего актера «Внутри…» Оскара Айзека на то место, которое в номинации занял Кристиан Бейл из «Аферы по-американски», но «и так сойдет». Потому что лента о талантливом музыканте-лузере все-таки чуть слабее, чем фильмы Коэнов последних лет, и потому что мастерство Айзека как певца должны оценивать не кинокритики, а музыкальные эксперты. А как актер он будет послабее Бейла. Та же история со звуком картины – он замечателен, но не по киношным, а по музыкальным меркам. Так что его оценка – задача «Грэмми», а не «Оскара». И мы согласны с тем, что обе номинации ленты остались номинациями.
«Хоббит: Пустошь Смауга»
(лучшие визуальные эффекты, лучший звук)
Можно не сомневаться – когда в расписании релизов обнаруживается очередной фильм Питера Джексона, киноакадемики делают себе пометку: «Номинировать на спецэффектный “Оскар”». Потому что джексоновские новозеландцы из студии Weta – это едва ли не сильнейшая в мире команда создателей фантастических и фэнтези-красот. Напомним, что они работали над «Аватаром», «Мстителями», «Прометеем»… Однако лучше всего они трудятся под управлением своего начальника, и фильмы Джексона устанавливают планку, которую могут перепрыгнуть лишь настоящие визуальные шедевры. Тем не менее статуэток второму «Хоббиту» не досталось, и это было справедливо. Да, «Пустошь Смауга» впечатляет, но ее не назвать существенным скачком в сравнении с первым «Хоббитом». Которого, как мы помним, в спецэффектной номинации обошла «Жизнь Пи». В этом году «настоящий шедевр» тоже нашелся. Но о нем читайте ниже.
«Жасмин»
(лучшая ведущая актриса, лучшая актриса второго плана, лучший оригинальный сценарий)
Еще одно сугубо актерское кино, которое вполне могло быть экранизацией пьесы… Хотя почему могло быть? Это и есть экранизация пьесы – вольная вариация на тему «Трамвая “Желание”» Теннесси Уильямса. Параллели между «Трамваем» и «Жасмин» столь очевидны, что Вуди Аллен должен был признать эту связь в титрах и его лента должна была номинироваться в категории «лучший адаптированный сценарий». Где у нее было бы не так уж много шансов, так как драматургически «Жасмин» слабее, чем «Трамвай». К счастью, недоработки Аллена-сценариста не помешали Кейт Бланшетт сыграть одну из лучших ролей в ее карьере. Постепенно теряющая связь с реальностью женщина, которая сама пилит сук, на котором сидит, изображена столь безупречно, что киноакадемики обязаны были присудить Бланшетт «Оскар». И они так и сделали.
«Филомена»
(лучший фильм, лучшая ведущая актриса, лучший адаптированный сценарий, лучшая оригинальная музыка)
«Филомена» представляет одно из популярных западных направлений политического кино – помахивание пальчиком в сторону темного прошлого. В данном случае речь идет об ирландских католических монахинях, которые еще несколько десятилетий назад отнимали детей у несовершеннолетних мамаш и продавали их в Америку (привет, законы о международном усыновлении!). В наши дни Церковь этим не занимается, но сегодняшний «наезд» на католиков за то, что они делали в прошлом, – это дело святое. Тем более для бывшего католика Стива Кугана, который спродюсировал картину, написал ее сценарий и сыграл журналиста, помогающего пожилой жертве зловредных монашек разыскать ее сына. Фильм мог бы получиться пошлым и тривиальным, но душевная игра Джуди Денч в роли заглавной страдалицы подняла постановку на новый уровень. Мы бы не стали номинировать ленту в категориях «лучший фильм» и «лучший адаптированный сценарий», но номинация «лучшая ведущая актриса» была абсолютно заслужена.
«Волк с Уолл-стрит»
(лучший фильм, лучший режиссер, лучший адаптированный сценарий, лучший ведущий актер, лучший актер второго плана)
Еще одно переоцененное Киноакадемией (и не только) кино. Да, Леонардо Ди Каприо «зажег» в роли финансиста-мошенника, а Джона Хилл – в образе его подручного. Но как можно было номинировать в категории «лучший сценарий» картину, которая половину экранного времени просто пересказывает события из жизни героя (реального человека), толком не пытаясь увязать их полноценной драматической линией? Ведь на то и «адаптация», чтобы сделать скучное увлекательным. И как кино с таким гигантским ляпом (не говоря уже о более мелких) может на что-то претендовать в номинациях «лучший фильм» и «лучший режиссер»? Так что киноакадемики ошиблись, когда выписали «Волку» пять ключевых номинаций, но они поступили совершенно верно, когда не вручили создателям фильма ни одной статуэтки.
«Она»
(лучший фильм, лучший оригинальный сценарий, лучший дизайн, лучшая музыка, лучшая песня)
Если «Волка» перекормили номинациями, то «Ее» недокормили. Например, можно было соригинальничать и номинировать Скарлетт Йоханссон в категории «лучшая ведущая актриса» – потому что она создала ярчайший образ, не появляясь на экране. На статуэтку она не наработала, но заслужила почетное упоминание в числе номинантов. Что до категорий, в которых фильм номинирован, то тут никаких возражений. Разве что мы бы всерьез подумали о том, чтобы отдать картине «Оскар» за лучший дизайн, который достался «Великому Гэтсби». Придумывать будущее сложнее, чем воссоздавать прошлое, а ближайшее будущее у Спайка Джонзи получилось правдоподобным и уютным. Ну и, конечно, мы бы тоже вручили «Оскар» за оригинальную историю о любви человека к собственному компьютеру (точнее, к операционной системе). Ведь и тема необычная, и раскрыта она мастерски.
«Далласский клуб покупателей»
(лучший фильм, лучший ведущий актер, лучший актер второго плана, лучший оригинальный сценарий, лучший грим, лучший монтаж)
Шесть номинаций «Далласского клуба»? Это слишком. На «лучший фильм» картина не тянула, а сценарий «Клуба» и Джаред Лето в роли трансвестита-наркомана были компетентны и не более того. И, честно говоря, на статуэтку Лето были более сильные претенденты. «Оскар» за лучший грим, с другой стороны, «Клубу» вручили справедливо. И мы полностью согласны с присуждением МакКонахи «Оскара» за исполнение роли больного СПИДом, который проходит путь от разгильдяя до пламенного борца с несправедливостью. Это сложная эволюция, и актер блестяще справился с каждым ее витком. При этом никто из его конкурентов не может похвастаться тем же. А чем сложнее роль, тем выше нужно оценивать ее мастерское исполнение.
«Небраска»
(лучший фильм, лучший режиссер, лучший оригинальный сценарий, лучший ведущий актер, лучшая актриса второго плана, лучшая операторская работа)
Александр Пейн, похоже, записывается в штатные производители обвешанного наградами душевного артхауса. «На обочине», «Потомки»… И вот теперь «Небраска» – черно-белая трагикомедия о семейных трениях в провинциальной Америке. В отличие от «Потомков», в центре сюжета отношения взрослых детей с пожилыми родителями, и действие развивается не на Гавайях, а в Монтане и Небраске. Но настроение у фильмов схожее, а мастерство Пейна от картины к картине только растет. Так что жаль, что на сей раз ни одна из заслуженных номинаций не обернулась статуэткой («Потомки», напомним, получили сценарный «Оскар»). Но в этом никто не виноват. Конкуренция была сильной, и «Небраска» честно ее проиграла. Мы не можем назвать ни одну категорию, в которой мы бы вручили фильму «Оскар», если бы были на месте киноакадемиков.
«Капитан Филлипс»
(лучший фильм, лучший адаптированный сценарий, лучший актер второго плана, лучший монтаж, лучший звук, лучший монтаж звука)
Шесть номинаций и ни одной награды. Заслужил ли такое обращение фильм о доблестном американском моряке, которого взяли в заложники сомалийские пираты? Заслужил. Потому что история капитана Филлипса, рассказанная им в его автобиографии, – это, похоже, парад преувеличений и передергиваний. Кроме того, во второй половине ленты, когда становится ясно, что американские морпехи кровь из носу вызволят заглавного героя (иначе кто бы написал автобиографию?), «Капитан» драматургически разваливается и превращается в откровенное воспевание американской военной мощи. Тем не менее, если бы «Оскары» раздавали мы, мы бы всерьез задумались о вручении статуэтки Бархаду Абди, великолепно сыгравшему предводителя террористов. Нужно быть актером от бога, чтобы не дать Тому Хэнксу себя переиграть.
«12 лет рабства»
(лучшая картина, лучший режиссер, лучший адаптированный сценарий, лучший ведущий актер, лучший актер второго плана, лучшая актриса второго плана, лучший дизайн, лучшие костюмы, лучший монтаж)
Когда выходит такой фильм, как живописующий ужасы американского рабовладения «12 лет рабства», Америка начинает жить по словам поэта: «И тут кончается искусство, и дышат почва и судьба». А если картина при этом еще и оказывается мощным полотном с впечатляющей актерской игрой и без постмодернистской трэшевости «Джанго освобожденного», то остается только удивляться, почему фильм не номинировали во всех категориях сразу и не вручили сразу все статуэтки. К счастью, киноакадемики все же не впали в любовную истерику, и они все верно рассудили, вручив «Оскары» за лучший фильм, лучший адаптированный сценарий и лучшую женскую актерскую игру второго плана. Стоило ли вручить что-то еще? Нет, вряд ли, хотя Фассбендер в роли второго плана более достоин «Оскара», чем Джаред Лето. Стоило ли отдать «Оскар» Лупиты Нионго звезде другого фильма? Возможно, потому что ее игра – не образец мастерства и тонкости. Но она сыграла достаточно убедительно, чтобы нам не захотелось забрать у нее статуэтку и передать ее Дженнифер Лоуренс из «Аферы по-американски» или Джулии Робертс из «Августа».
«Афера по-американски»
(лучшая картина, лучший режиссер, лучший оригинальный сценарий, лучший ведущий актер, лучшая ведущая актриса, лучший актер второго плана, лучшая актриса второго плана, лучший дизайн, лучшие костюмы, лучший монтаж)
Знакомьтесь – главный неудачник церемонии! Превосходная трагикомедия о мошенниках, разоблачающих коррупционеров, претендовала на «Оскары» в десяти категориях и пролетела мимо кассы. Обидно? Обидно. Заслуженно? Заслуженно. Потому что во всех этих категориях нашлись более сильные противники. Кто скажет, что Эми Адамс сыграла лучше Кейт Бланшетт из «Жасмин»? Или что Бейл переиграл МакКонахи из «Далласского клуба покупателей»? Или что сценарий «Ее» хуже, чем сценарий «Аферы»? Больше всего жалко Дэвида Расселла, для которого это уже третья режиссерская номинация подряд, не приведшая к вручению статуэтки (он был номинирован за «Бойца» и «Мой парень – псих»). Но для него главное, что «Афера» стала прокатным хитом и что это позволит ему в будущем снять еще не одну картину. И если он продолжит в том же духе, то «Оскар» его найдет. Как он не так давно нашел многострадального Скорсезе.
«Гравитация»
(лучшая картина, лучший режиссер, лучшая ведущая актриса, лучшая операторская работа, лучший дизайн, лучшая оригинальная музыка, лучшие визуальные эффекты, лучший монтаж, лучший звук, лучший монтаж звука)
Семь «Оскаров» в десяти номинациях! Лучший режиссер, лучшая операторская работа, лучшие визуальные эффекты… И так далее. Это триумф? Да, это триумф! Триумф Альфонсо Куарона. Триумф всех, кто работал над «Гравитацией». И триумф всех поклонников фантастического и космического кино. Правда, основная часть наград фильма – «технические» статуэтки, которые и так обычно достаются не семейным драмам и не историческим зарисовкам. Но «Оскар» за лучшую режиссуру вкупе с престижными номинациями «лучший фильм» и «лучшая ведущая актриса» дорогого стоят. А если добавить к этому 700 миллионов долларов, которые собрала в мировом прокате лента о космонавтке, пытающейся вернуться на Землю после аварии шаттла, это уже не просто триумф, а супертриумф. Который почти наверняка приведет к появлению нового космического кино. Причем как реалистичного вроде «Гравитации», так и фантастического вроде «Стартрека». И это прекрасно. Ведь нельзя же вечно жить в колыбели…