Дисней воцаряется в стране Оз
Иллюзионист Оскар Диггс (Франко) давно мечтает о мировой славе, но до поры вынужден довольствоваться переменчивой славой звезды в бродячем цирке да техничным соблазнением наиболее миловидных зрительниц и коллег. И вот однажды Оскару берется помочь сама природа. Спасаясь от оскорбленного циркового силача, Диггс прыгает в припаркованный поблизости воздушный шар и, благодаря разразившемуся как по заказу смерчу, приземляется в волшебной стране, название которой звучит точно так же, как и его собственный сценический псевдоним – Оз.
Для студии Disney "Волшебник страны Оз" больше семидесяти лет является своего рода Священным Граалем. Еще в 1937 году Уолт Дисней планировал сделать мультфильм по мотивам первого романа Фрэнка Баума. Однако тогда проект наткнулся на более выгодное предложение, сделанное писателю MGM. Фильм с Джуди Гарленд, снятый по новым "цветным" технологиям несколько раздвинул представления зрителей о молодом искусстве кино. Позднее Disney несколько раз пыталась работать с наследием Баума, но не слишком удачно: из всех начатых проектов до зрителя добралось только "Возвращение в страну Оз", которое классикой так и не стало. Все это стоит знать просто для того, чтобы понимать, ценой какого упорства сейчас, после падения MGM, в прокат выходит "Оз: Великий и Ужасный", даже на уровне предыстории выглядящий остроумным голом престижа.
Сам Баум так и не написал романа о прошлом своего заглавного героя, и для фильма за него это сделали штатный диснеевский мастер Дэвид Линдсэй-Эбэйр и автор "Девяти ярдов" Митчелл Кэпнер. Это напряжение между почти мультипликационной фабулой и несколько более "человечной" драматургией и стало фундаментом картины. Ну а контролировать возведение нового Изумрудного города был поставлен Сэм Рэйми, который трилогией про Человека-паука успешно доказал свои способности увлеченного демонизмом сказочника, напомнив попутно, что для убедительности победы добра зло должно внушать настоящую жуть.
В результате "Оз…" встречает зрителя полным арсеналом автора «Затащи меня в ад» и «Зловещих мертвецов», адаптированным для младших и средних школьников. Тут и слегка патологический главный герой, и чарующее превращение Милы Кунис в зеленую каргу на метле, и повелительная ведьма Рэйчел Вайс, по чести сказать, легко затыкающая всех партнерш за пояс. И это только то, что касается живых актеров. Компанию им составили крылатые обезьяны, живуны, мигуны и фарфоровая девочка – достойное дополнение бестиариев Баума и Рэйми.
Ну и главное, конечно, превращение Оскара Диггса в волшебника Оза. Посвященный этой трансформации финал – откровенная рефлексия на тему чудесной природы кинематографа, которую в последние годы чаще встретишь в арт-хаусе, чем в 200-миллионном блокбастере, который надо смотреть в разноцветных очках.