Третий фильм – плоть от плоти первых двух картин франшизы. Со временем «Елки» станут таким же обязательным телеблюдом, как «Ирония судьбы», хоть они и проигрывают своим старшим товарищам в основательности и серьезности
Когда родители маленькой Насти собираются в канун Нового года разлучить двух влюбленных собак и увезти одну из них в Лондон, помочь девочке не может никто, кроме… Всемирной паутины. Воспользовавшись социальной сетью, Настя запускает «Бумеранг добра», который совершает невероятно далекий и длительный «полет», чтобы вернуться к девочке исполнением ее желания. Сами того не ведая, полюбившиеся герои – Лыжник и Сноубордист, Борис и Женя, профессор «Горыныч» – и новые участники альманаха из семи городов двух континентов творят добро, которое обязательно возвращается к ним тем самым бумерангом.
Ругать «Елки» – это все равно что быть недовольным в Новый год, скажем, мандаринами. Вам может не нравиться, что они плохо чистятся, что в них большие косточки, что у вас от них аллергия, наконец. Но представить без них праздник теперь уже невозможно. И даже если сами вы оранжевый цитрус старательно избегаете, он непременно попадется на глаза в магазине, на столе у коллег и друзей или в руках у случайного прохожего. Так и с «Елками» – за три года они стали неотъемлемой частью праздника, необязательной, но весьма приятной традицией, дарящей хорошее настроение.
Сделав двухгодичный перерыв, создатели третьей части подошли к триквелу со всем тщанием – достаточно сказать лишь, что впервые зима в кадре настоящая, а снег, хоть временами и привезен на съемочную площадку специально, тем не менее реальный. Впрочем, к визуальной составляющей Bazelevs’а претензий не было никогда, гораздо больше вопросов приходилось на сценарий и дух. Если первая картина была легкомысленна и по-дебютантски неловка, то во вторых «Елках» авторы передавили драматизмом и сентиментальностью. В третьей части большие усилия были брошены на удержание баланса между юмором и трагедией, без которой, уж так повелось, для русского человека и праздник не праздник. И по большому счету этот баланс можно считать выдержанным – картина по-прежнему изобилует привычным юмором и гэгами, время от времени переключаясь на душещипательную историю одинокого старика в исполнении по-прежнему блистательного Валентина Гафта.
Однако, при всем уважении к сединам Валентина Иосифовича, при всей популярности Ивана Урганта, Сергея Светлакова, Петра Федорова, Гоши Куценко, обязательно стоит отметить, что фильм буквально украли два собачьих глаза. Невозможно себе представить зрителя, который не умилится ни разу при виде пса Пирата, своими печальными глазами переигрывающего всех двуногих партнеров по площадке. Животные на съемочной площадке – это то еще «удовольствие», но в случае с Пиратом удовольствие от работы с псом получают все присутствующие, даже недолюбливающие «друзей человека».
Кроме расширения актерского состава «Елки 3» раздвинули и географические границы – в кадр теперь попали Лондон и Шанхай, причем в первый Бумеранг добра «залетает» основательно, как бы намекая на то, что британская столица давно превратилась для России в что-то вроде пригорода Москвы. Этот «вояж» несколько выбивается из общей канвы трилогии, хотя в остальном «Елки 3» придерживаются заданного в 2010 году фарватера – простые люди в непростых ситуациях.
Да, непростые ситуации героев обязательно ждут – в этом заключается определенный «побочный эффект» Бумеранга добра, отправив его, не стоит ждать моментального возврата. Возможно, обстоятельства сдавят еще сильнее после того, как ты сделал добро, ведь поговорка не зря гласит: «Не делай добра – не получишь зла». Поэтому в определенный кульминационный момент персонажи оказываются у края пропасти, но Бумеранг обязательно вернется, оставляя праздничное настроение, ощущение радости, желания помогать ближним или хотя бы позвонить родным.
Первая часть трилогии демонстрировала принцип «шести рукопожатий», во второй красной строчкой шла объединяющая страну «Почта России», третья взяла на себя смелость соединить людей незримыми связями социальных сетей, компьютерных магистралей, потоками лайков и ретвитов. Мощь этого нового средства общения еще до конца не ясна, но то, что использовать ее в добрых делах можно, уже понятно. И не только под Новый год. Елку после окончания праздников выбросить можно, а «Елки» из сердца – никогда!