Что посмотреть
Последний богатырь. Наследие Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneP4VtXkezW
Обзоры

От Ганнибала с любовью: как Кларисса Старлинг победила Лектера, стереотипы и ягнят?

Кларисса Старлинг стоит в одном ряду с такими персонажами, как Лара Крофт, Эллен Рипли, Сара Коннор, Холли Голайтли, принцесса Лея — героинями, определившими эпоху, жанр и кинематографические предпочтения зрителей. 32 года назад состоялась премьера культовой классики Джонатана Демме: «Молчание ягнят» успели проанализировать вдоль и поперек и разобрать на цитаты. Настало время сосредоточиться непосредственно на агентке ФБР и символично в День всех влюбленных признаться в нежных чувствах Клариссе Старлинг. 

Добавить в закладки
От Ганнибала с любовью: как Кларисса Старлинг победила Лектера, стереотипы и ягнят?

Кларисса против стереотипов и сексизма на местах

Джоди Фостер в роли Клариссы Старлинг на кадре из фильма «Молчание ягнят»

Джоди Фостер в роли Клариссы Старлинг на кадре из фильма «Молчание ягнят»

Сложно представить кого-либо другого на месте Джоди Фостер. А вместе с тем изначально Джонатан Демме был категорически против актрисы, которая, в свою очередь, больше всех хотела воплотить на экране образ стажерки спецслужб. Клариссу могли сыграть сердцеедка Мишель Пфайффер или даже принцесса ромкомов Мег Райан. Но звезды сошлись как нельзя удачно: Демме уступил воле продюсеров и с тех пор ни разу не пожалел. Фостер накинула пиджак с широкими плечами, взяла стопку бумаг с ручкой, вооружилась терпением и зашагала на встречу с Ганнибалом, чтобы в конце концов спасти невинных жертв серийного убийцы. 

Джоди Фостер и режиссер Джонатан Демме на съемках фильма «Молчание ягнят»

Джоди Фостер и режиссер Джонатан Демме на съемках фильма «Молчание ягнят»

С первых кадров камера показывает Клариссу в антагонизме с окружающим миром. Девушка движется в противоположную от коллег-мужчин сторону, игнорируя пожирающие и провожающие взгляды. Пробежка выглядит символическим отходом от привычных тропов и попыток изобразить героинь в угоду принятым стандартам феминности. Миниатюрная Старлинг не раз будет оказываться в компании широкоплечих мужчин. Подобные фрагменты иллюстрируют контраст между главной героиней и коллегами. Важно понимать, что Кларисса не пытается раствориться в маскулинном мире. Она спокойна и хрупка, а объемные пиджаки считываются как своеобразная броня. Да и природную женственность Старлинг вовсе не зарывает глубоко внутрь, а умело использует в собственных целях. Ухоженный внешний вид и смиренное молчание во время неуместного флирта — возможность получить встречу с Лектером на своих условиях. Внешне нежная и покорная Кларисса оказывается невероятно отважной и волевой внутри. Когда ты ниже всех на две головы и не производишь должного впечатления, приходится думать быстрее и работать усерднее. У Клариссы нет права на ошибку и времени на сомнения. 

Долгое время роли полицейских, детективов и сотрудников спецслужб принадлежали только мужчинам. Кларисса Старлинг стала одной из первых, кто изменил правила игры. Она смело продолжала идти по следам, оставленным Элен Рипли: храбрая девушка, которую мало кто воспринимает всерьез, страдает от сомнений и травм, старательно игнорирует двусмысленные намеки, призванные унизить и принизить ее положение. Героиня Фостер не просто охотится за преступником и мастерски ведет беседы с Ганнибалом, но и заставляет по-настоящему обратить внимание на неприятные моменты, с которыми может столкнуться девушка в мужском обществе.

Джоди Фостер в роли Клариссы Старлинг на кадре из фильма «Молчание ягнят»

Джоди Фостер в роли Клариссы Старлинг на кадре из фильма «Молчание ягнят»

Любопытно, как сценаристы вырисовывают отличия девушки от других профессионалов. Иными словами, Старлинг замечает то, на что коллеги благополучно закрывают глаза. Во время осмотра тела именно молодая стажерка приходит к выводу, что жертва — не местная (лак на ногтях указывает на городской образ жизни). В комнате другой погибшей девушка сосредоточенно окидывает глазами помещение, и чутье приводит Старлинг к стоящей у всех на виду музыкальной шкатулке: привычная вещь в арсенале американских подростков, способная служить личным тайником. Внимательность, усидчивость и знания героини снова и снова проливают свет на расследование.

Кларисса против Ганнибала Лектера

Сердцевиной истории, безусловно, являются тревожные беседы Клариссы и Ганнибала. Девушка оказывается едва ли не единственной способной разговорить преступника. Не только пугающее поведение маньяка, но и взвешенные ответы Старлинг придают совместным сценам Фостер и Хопкинса феноменальное напряжение. Несмотря на попытки Лектера вывести посетительницу из равновесия, Кларисса не позволяет отвлечь себя от работы — выследить Буффало Билла и спасти последнюю жертву. Для этого девушка с каждым разом все более грамотно подбирает слова и не поддается манипуляциям. Это лишь одна из причин, почему Кларисса, в отличие от десятков героинь хорроров и триллеров, не осталась в тени убийцы, а наравне с Ганнибалом прочно закрепилась в популярной культуре. 

Энтони Хопкинс в роли Ганибала Лектера на кадре из фильма «Молчание ягнят»

Энтони Хопкинс в роли Ганибала Лектера на кадре из фильма «Молчание ягнят»

По иронии именно Ганнибал проявляет к Клариссе наибольшее уважение. В то время как коллеги из ФБР и главный психиатр учреждения выливают тонну сексизма, герой Хопкинса видит в хрупкой особе равноправную партнершу в интеллектуальных играх. Но, что важнее, Лектер заглядывает внутрь Клариссы и откапывает детские травмы. Выясняется, что девушка пережила смерть отца, а после переехала на ферму, где пыталась спасти ягненка от неминуемой гибели. В этой точке и кроется ядро фильма и Клариссы Старлинг — чувство вины не отпускает ее с юных лет, каждый день подталкивая к спасению невинных. Только одержав победу над убийцей и защитив всех, кого можно, агентка преодолеет комплексы и обретет спокойствие. Впрочем, режиссер так и не дает ответа, перестали ли ягнята кричать во снах Клариссы. 

Кларисса навсегда!

За десятилетия с тех пор, как фильм «Молчание ягнят» попал в копилку золотых картин 90-х, появилась не одна наследница Клариссы Старлинг. Уже спустя два года после премьеры проявилось влияние героини на последующее поколение: начинается история еще одной не менее значимой агентки ФБР — Даны Скалли. Известно, что Джиллиан Андерсон могла не попасть в каст «Секретных материалов». FOX настаивал на том, чтобы выбрать более известную актрису или же поискать девушку, которая была бы выше, стройнее и блондинистее. Крис Картер отстоял кандидатуру Джилиан и упомянул в интервью, что на облик Скалли сильно повлияла Кларисса Старлинг. Дело не только в похожей прическе, но и в силе характера и борьбе с системой. 

Джоди Фостер в роли Клариссы Старлинг на кадре из фильма «Молчание ягнят»

Джоди Фостер в роли Клариссы Старлинг на кадре из фильма «Молчание ягнят»

Пока принцесса Лея блуждает по космическим просторам, Сара Коннор воспитывает будущего лидера сопротивления, а Элен Рипли натыкается на пришельцев, Кларисса Старлинг существует в реальном мире. Героиня Джоди Фостер — девушка не из фантастических вселенных, но в этом и заключается ее сила. Ей удалось поменять ландшафт жанра и определить новую веху развития женских образов в кино. Живая, не идеализированная и приземленная — подобные черты мы еще не раз будем встречать в детективных историях и леденящих кровь триллерах. Может, ягнята когда-нибудь и замолчат, но голос недрогнувшей Старлинг, к счастью, не утихает даже по прошествии 30 лет.

Текст: Гульназ Давлетшина
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?