Кларисса Старлинг стоит в одном ряду с такими персонажами, как Лара Крофт, Эллен Рипли, Сара Коннор, Холли Голайтли, принцесса Лея — героинями, определившими эпоху, жанр и кинематографические предпочтения зрителей. 32 года назад состоялась премьера культовой классики Джонатана Демме: «Молчание ягнят» успели проанализировать вдоль и поперек и разобрать на цитаты. Настало время сосредоточиться непосредственно на агентке ФБР и символично в День всех влюбленных признаться в нежных чувствах Клариссе Старлинг.
Кларисса против стереотипов и сексизма на местах
Сложно представить кого-либо другого на месте Джоди Фостер. А вместе с тем изначально Джонатан Демме был категорически против актрисы, которая, в свою очередь, больше всех хотела воплотить на экране образ стажерки спецслужб. Клариссу могли сыграть сердцеедка Мишель Пфайффер или даже принцесса ромкомов Мег Райан. Но звезды сошлись как нельзя удачно: Демме уступил воле продюсеров и с тех пор ни разу не пожалел. Фостер накинула пиджак с широкими плечами, взяла стопку бумаг с ручкой, вооружилась терпением и зашагала на встречу с Ганнибалом, чтобы в конце концов спасти невинных жертв серийного убийцы.
С первых кадров камера показывает Клариссу в антагонизме с окружающим миром. Девушка движется в противоположную от коллег-мужчин сторону, игнорируя пожирающие и провожающие взгляды. Пробежка выглядит символическим отходом от привычных тропов и попыток изобразить героинь в угоду принятым стандартам феминности. Миниатюрная Старлинг не раз будет оказываться в компании широкоплечих мужчин. Подобные фрагменты иллюстрируют контраст между главной героиней и коллегами. Важно понимать, что Кларисса не пытается раствориться в маскулинном мире. Она спокойна и хрупка, а объемные пиджаки считываются как своеобразная броня. Да и природную женственность Старлинг вовсе не зарывает глубоко внутрь, а умело использует в собственных целях. Ухоженный внешний вид и смиренное молчание во время неуместного флирта — возможность получить встречу с Лектером на своих условиях. Внешне нежная и покорная Кларисса оказывается невероятно отважной и волевой внутри. Когда ты ниже всех на две головы и не производишь должного впечатления, приходится думать быстрее и работать усерднее. У Клариссы нет права на ошибку и времени на сомнения.
Долгое время роли полицейских, детективов и сотрудников спецслужб принадлежали только мужчинам. Кларисса Старлинг стала одной из первых, кто изменил правила игры. Она смело продолжала идти по следам, оставленным Элен Рипли: храбрая девушка, которую мало кто воспринимает всерьез, страдает от сомнений и травм, старательно игнорирует двусмысленные намеки, призванные унизить и принизить ее положение. Героиня Фостер не просто охотится за преступником и мастерски ведет беседы с Ганнибалом, но и заставляет по-настоящему обратить внимание на неприятные моменты, с которыми может столкнуться девушка в мужском обществе.
Любопытно, как сценаристы вырисовывают отличия девушки от других профессионалов. Иными словами, Старлинг замечает то, на что коллеги благополучно закрывают глаза. Во время осмотра тела именно молодая стажерка приходит к выводу, что жертва — не местная (лак на ногтях указывает на городской образ жизни). В комнате другой погибшей девушка сосредоточенно окидывает глазами помещение, и чутье приводит Старлинг к стоящей у всех на виду музыкальной шкатулке: привычная вещь в арсенале американских подростков, способная служить личным тайником. Внимательность, усидчивость и знания героини снова и снова проливают свет на расследование.
Кларисса против Ганнибала Лектера
Сердцевиной истории, безусловно, являются тревожные беседы Клариссы и Ганнибала. Девушка оказывается едва ли не единственной способной разговорить преступника. Не только пугающее поведение маньяка, но и взвешенные ответы Старлинг придают совместным сценам Фостер и Хопкинса феноменальное напряжение. Несмотря на попытки Лектера вывести посетительницу из равновесия, Кларисса не позволяет отвлечь себя от работы — выследить Буффало Билла и спасти последнюю жертву. Для этого девушка с каждым разом все более грамотно подбирает слова и не поддается манипуляциям. Это лишь одна из причин, почему Кларисса, в отличие от десятков героинь хорроров и триллеров, не осталась в тени убийцы, а наравне с Ганнибалом прочно закрепилась в популярной культуре.
По иронии именно Ганнибал проявляет к Клариссе наибольшее уважение. В то время как коллеги из ФБР и главный психиатр учреждения выливают тонну сексизма, герой Хопкинса видит в хрупкой особе равноправную партнершу в интеллектуальных играх. Но, что важнее, Лектер заглядывает внутрь Клариссы и откапывает детские травмы. Выясняется, что девушка пережила смерть отца, а после переехала на ферму, где пыталась спасти ягненка от неминуемой гибели. В этой точке и кроется ядро фильма и Клариссы Старлинг — чувство вины не отпускает ее с юных лет, каждый день подталкивая к спасению невинных. Только одержав победу над убийцей и защитив всех, кого можно, агентка преодолеет комплексы и обретет спокойствие. Впрочем, режиссер так и не дает ответа, перестали ли ягнята кричать во снах Клариссы.
Кларисса навсегда!
За десятилетия с тех пор, как фильм «Молчание ягнят» попал в копилку золотых картин 90-х, появилась не одна наследница Клариссы Старлинг. Уже спустя два года после премьеры проявилось влияние героини на последующее поколение: начинается история еще одной не менее значимой агентки ФБР — Даны Скалли. Известно, что Джиллиан Андерсон могла не попасть в каст «Секретных материалов». FOX настаивал на том, чтобы выбрать более известную актрису или же поискать девушку, которая была бы выше, стройнее и блондинистее. Крис Картер отстоял кандидатуру Джилиан и упомянул в интервью, что на облик Скалли сильно повлияла Кларисса Старлинг. Дело не только в похожей прическе, но и в силе характера и борьбе с системой.
Пока принцесса Лея блуждает по космическим просторам, Сара Коннор воспитывает будущего лидера сопротивления, а Элен Рипли натыкается на пришельцев, Кларисса Старлинг существует в реальном мире. Героиня Джоди Фостер — девушка не из фантастических вселенных, но в этом и заключается ее сила. Ей удалось поменять ландшафт жанра и определить новую веху развития женских образов в кино. Живая, не идеализированная и приземленная — подобные черты мы еще не раз будем встречать в детективных историях и леденящих кровь триллерах. Может, ягнята когда-нибудь и замолчат, но голос недрогнувшей Старлинг, к счастью, не утихает даже по прошествии 30 лет.