Вторичная, но симпатичная история о загадочном убийстве в элитном поселке.
Богатые смеются, плачут и иногда убивают нянь в закрытом поселке для избранных под исчерпывающим названием Престиж. Режиссер фантасмагории «1703» Сергей Сенцов снял вдохновленный работами Агаты Кристи, Ричарда Левинсона и Уильяма Линка детективный сериал, способный скрасить ожидание полноправной весны. Разбираемся, почему «Престижу» стоит дать шанс.
Элитный коттеджный поселок стоит на ушах – ночью под проливным дождем находят обгоревшее тело няни одной из семей (Глафира Глазунова). Обслуживающий персонал в ужасе, ведь девушка многим была подругой, власть имущие сдержанно горюют и быстро находят замену. Но убийство есть убийство, и в Престиж приезжает опытная сыщица Елизавета Егоровна (Ирина Розанова): женщина строгая, саркастичная и слегка простывшая, способная вывести на чистую воду любого проходимца. По ходу расследования вскрывается множество неприглядных и скользких подробностей из жизни как богатых обитателей поселка, так и их работников, большинство из которых окажутся совсем не теми, за кого себя выдают.
«Престиж» ощутимо тяготеет к модной нынче легковесной социальной сатире и не стесняется заимствований. Занимательная экскурсия по деталям «Сада земных наслаждений» Иеронима Босха во время открывающих титров отсылает к «Белому лотосу». Елизавета Егоровна кутается в шарф и постоянно кашляет, как инспектор Грандэн – герой Леонида Куравлева из детективного телефильма «Ищите женщину», и, старательно изображая усталость и невнимательность, в последний момент, словно лейтенант Коломбо, добивает неожиданным «И еще один вопрос…». Изолированное пространство элитного поселка, где разворачиваются события сериала, напоминает обо всей детективной классике прошлого века разом, но особенно, конечно, о трилогии экранизаций романов Агаты Кристи от Кеннета Браны.
Во всех заимствованиях и отсылках нет ничего дурного. Жанровые сериалы подобного рода, наоборот, держатся на объемном багаже предшественников и тасуют известные тропы в угоду зрителю. Детективы доставляют удовольствие зрителям не только загадками, но и узнаванием. Проблема «Престижа» (пусть и незначительная) в том, что, кроме сеттинга и умелой компиляции, создатели ничего нового не предлагают. В итоге сериал вторичен до мозга костей: в до боли стандартные обстоятельства авторы помещают подогнанных под отечественные реалии героев, наделяют их условными функциями и разыгрывают спектакль с осязаемым финалом. Впрочем, несмотря ни на что, подобное представление все равно выглядит интригующе – в умении создавать по-настоящему зрительский контент Сенцову не откажешь.
Основой успеха «Престижа» являются персонажи, за которыми интересно даже не наблюдать, а как будто подглядывать. Благодаря всячески подчеркиваемому статусу элитарности и закрытости поселка зрители должны почувствовать себя вуайеристами, для которых подготовили внушительную замочную скважину. Обитатели Престижа живут вне времени, изолированным сообществом с собственными законами и принципами и четким классовым делением. Богатых представляют люди недалекие и во многом комичные: Эльвира (Юлия Снигирь) одержима йогой, сельдереевыми смузи и магическим мышлением, ее муж Камиль, наоборот, максимально приземленный (Аскар Ильясов) локальный Цукерберг, тонущий в работе, шутках за 300 и кофеиновом рабстве. Ирина (Любовь Толкалина) – женщина-струна, вечно контролирующая все и всех, от ребенка и тряпичного мужа (Илья Любимов) до клиентов и чистоты столовых приборов. Бедные же, напротив, хитры и расчетливы: няня Таисия (Вера Кинчева) плетет интриги и пытается лишить Эльвиру статуса матери и жены, няня Ольга (Анна Уколова), занявшая место убитой девушки, не по статусу умна и прекрасно разбирается в дорогих брендах. А филиппинка Корасон (Азат Жумадил) так и вовсе филиппинец с криминальным прошлым на родине. Котел социальной напряженности бурлит в Престиже со страшной силой, и смерть няни только подливает масла в огонь.
«Престиж» – мультижанровое произведение с уходящей на второй план детективной составляющей: в конечном итоге не так интересно, кто окажется убийцей, как то, к чему приведет зарождающийся в поселке кризис власти. Сериал Сергея Сенцова можно в равной степени рекомендовать и соскучившейся по приключениям мудрых сыщиков маме, и ожидающим следующего сезона «Белого Лотоса» коллегам, и даже преданным фанатам «Отчаянных домохозяек» – у каждого получится найти в комедийном глянце что-то свое. А Елизавету Егоровну, судя по рейтингам, с высокой долей вероятности ждет новая работа: дело о разрастающейся франшизе.
Если смотреть серьёзным взглядом, то будет слишком много вопросов. Например, ну как филиппинскую няню можно было принять за женщину?
Совершенно не реалистично.
А если смотреть так, как есть, стеб на тему Отчаянных домохозяек, Белого лотоса и даже Большой маленькой лжи - то вполне нормально.