Третий за это лето фильм о брачном психозе -- "Натали" Энн Фонтейн -- приехал к нам из Франции, встав вслед за "Я остаюсь!" и "Откровенным признанием". Выделяют его две вещи: во-первых, блестящие актеры Фанни Ардан, Эмманюэль Беар, Жерар Депардье, во-вторых, почти хичкоковский подход к теме. Этакий бескровный триллер, который может тянуться сколь угодно долго, потому что все равно главное -- чем же кончится...
Плюс актеры делают длительность незаметной. Тем не менее, если они безупречны, то результат "подхода" оказался, скорей, неприятной неожиданностью. Материал явно сильнее результата. Впрочем, и это работает на удовольствие семейных пар. Тут жены почувствуют, что не зря столько лет и любой ценой "сохраняли семью", а мужья с видом оскорбленной невинности смогут полюбоваться тем, как они "по сути всегда правы".
Жена (Ардан) решила устроить мужу сюрприз в день рождения. Но когда тайком наприглашала гостей, они наприносили подарков, и началась светская вечеринка, муж (Депардье) позвонил из Цюриха и сказал, что опоздал на самолет до Парижа. Прилетел лишь под утро, а когда убежал на работу, забыл под зеркалом мобилку, и жена прослушала сообщения. Одно из них гласило, что опоздание было связано с адюльтером. Некая девушка благодарила его за прекрасный секс. Тут жена вспомнила, что они с мужем уже много лет не занимаются сексом, а вечером задала несколько вопросов, и он признался, что да, мол, бывает иногда, периодически, но "ничего не значит". Жена призадумалась, как жить дальше, и несколько дней спустя оказалась в закрытом клубе. Мужья туда ходят как раз для этого "ничего". Посмотрела она на шлюх и выбрала одну (Беар). Сильно накрашена, крайне вульгарна, но молоденькая и "со взглядом". Мужу наверняка понравится. Жена сделала шлюхе предложение, от которого та не смогла отказаться.
На следующее утро муж пил, как обычно, кофе в своем кафе по дороге на работу, шлюха пришла туда и познакомилась с ним. Затем рассказала жене, как у них прошло первое свидание. Постепенно рассказов становилось все больше, и они были все подробней, но муж упорно делал вид, что ничего не происходит. Жена стала подбрасывать все большие сюрпризы, и практически все кино – как две женщины встречаются, и одна говорит другой про сексуальный облик ее мужа. На русском языке все крайне неблагозвучно, просто тяжело слушать, но можно допустить, что это – проблема русского языка с его неразвитой сексуальностью, о которой еще Набоков писал в предисловии к "Лолите". Кое-какие реплики, однако, кажутся точными: "Да он врет, как дышит" или "Нет, это ваш муж – заурядный клиент, а вы – вы не такая, как все"… Разумеется, услуги шлюхи оплачивались женой вплоть до съема квартиры.
По ходу выясняется много весьма любопытного, включая то, что жена – опытный гинеколог, шлюху больше тянет к гинекологии, чем к заурядному мужу, с которым, однако, она теперь даже испытывает оргазм, а огнедышащий муж, кажется, влюбился и готов разводиться, только не знает, как про это соврать. Выбрать, кто лучше играет, довольно затруднительно. Депардье абсолютно на своем месте, Беар выглядит, что надо, но, пожалуй, Ардан сложней всех. Ведь ее задача реальна для любой интеллигентной женщины. Нарвавшись на вроде немыслимый уже в жизни хронический обман, попытаться понять, как на эту дешевку реагировать правильно, как адекватно ответить на анахронизм, оградить себя от такой тяжелой болезни и вернуться к нормальной жизни. Ну, секс – так секс, ну, изменить в ответ, ну, собственными руками создать столь обманную ситуацию, что она отразит обман рикошетом, зеркально. Вот тебе, мол, сам достукался – сам и выруливай, а мы посмотрим. Или вот вам естественные лесбиянки – жизнь не терпит политкорректности. На всем знакомом, общепонятном материале сюжет "адекватного ответа" мог бы дать интересное решение, полезное и реальное. Когда все раскроется, что случится?
Увы, режиссер Фонтейн пошла другим путем. Может, от чувства секса, которым, по ее мнению, любой человек начинается и кончается, может, из-за мужчин, которые для нее, женщины – начало и конец всего. Или, скорее, сам ход с подставной любовницей показался ей столь самодостаточным, что финал уже непринципиален. И в самый последний момент "Натали" вместо решения данной конкретной ситуации свернула в чистый жанр – в то, что было тысячу раз в ситуациях, самых разных. В развитие очередного психоза, в изначальную обманку и то, как затем можно безнадежно заблуждаться – в перевертыш классической новеллы Цвейга "Страх" и бесчисленных триллеров, от "Ребекки" с "Веревкой" до "Паука" Кроненберга. То есть конец – еще более избитый, чем тематика, хоть получилось в принципе забавно, и все кончилось хорошо. Но это не та драма, которая была заявлена и которая могла бы наследовать Шекспиру. Ведь Ардан, Беар, Депардье давно крупней любых жанров, они могут гораздо больше и в окончательной "Натали" смотрятся минимум нелогично. Фонтейн не заметила даже бросающихся в глаза жизненных ассоциаций. Что Беар давно в разводе с Отеем, от которого двух дочек родила. Что у Ардан три дочки, но эта 55-летняя женщина никогда вообще не выходила замуж. Что не менее 55-летний Депардье сначала прожил с первой женой и двумя детьми четверть века, а недавно ради Ардан покинул гораздо более молодую Кароль Буке.
Конечно, можно воспринять фильм как безобидную шутку, но после него все равно остается один обидный вопрос. Неужели огромную целую жизнь кто-то с кем--то проводит вместе и все от него терпит исключительно для того, чтоб услышать в конце стандартное и ленивое "как ты себя чувствуешь", звучащее на самом деле с одной-единственной целью – не дай бог остаться наедине с собой? Неужели все только ради этого страха – не за того, с кем "вместе", а за себя, как обычно, притом что обоим вся подоплека ясна, как божий день?
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.