Сумбурная, невнятная и стесняющаяся темных сторон личности главного героя биографическая драма о рэпере Тупаке Шакуре
Тупак Шакур (Деметриус Шипп-младший) появился на свет в семье радикалов из группировки «Черные пантеры». В детстве он увлекался Шекспиром и играл в школьном театре, но мода оказалась сильнее классики, и Тупак стал рэпером, мастером прочувствованных социальных «читок». Всего за несколько лет он прошел путь от парня на подпевках до одного из самых известных темнокожих музыкантов Америки и всего мира. Но бремя славы оказалось тяжким. Многие норовили нажиться на парне или спровоцировать его, и Тупак снова и снова попал в неприятности с законом.
Тупак Шакур – это не просто знаменитый рэпер. Это настоящий символ 1990-х и всего мира рэпа и хип-хопа. Он прожил лишь 25 лет, но столько успел сочинить, пережить и натворить, что по-хорошему о нем стоило бы снять подробный сериал, который за несколько сезонов разобрался бы во всех перипетиях его жизни.
К сожалению, вместо такого шоу поклонники Тупака получили 140-минутную полнометражную ленту. Вроде бы солидный хронометраж, но «2pac: Легенда» буквально захлебывается от всего, что хочет осветить, и ее первая половина пролетает сумбурным галопом по Европам. Картине не хватает времени даже на пунктирный рассказ о первых шагах Тупака в поп-культуре, и если вы ничего или почти ничего не знаете о Шакуре, то вы мало что вынесете из этой части картины. Кроме того, что Тупак любил Шекспира, дружил с Джадой Пинкетт (будущей женой Уилла Смита), трепетно заботился о своей маме и удивительно легко и быстро стал знаменитостью.
Во второй части фильма действие замедляется, но сумбур остается, причем сразу по двум причинам. Во-первых, сценарий продолжает прыгать от одной «ключевой точки» к другой и лишь изредка вдается в подробности. Во-вторых, становится очевидно, что у «2pac: Легенда» нет ярко выраженного сюжета – то есть логично выстроенного повествования, которое ведет героя и зрителей от завязки к развязке. Надерганные из «Википедии» факты и события – это не сюжет, а просто временная шкала, лишенная художественного и идейного осмысления. Что хочет сказать «Легенда» о своем герое? Какие чувства она пытается вызвать? Какие уроки из нее может вынести тот, кто тоже хочет стать знаменитым рэпером? Нет ответа. Даже документальные фильмы так строить не очень умно, а художественные и подавно.
Впрочем, кое-что лента все же пытается сказать о Тупаке: «Рафик совсем невиновный!» Картина не включает бесспорные преступления Шакура (скажем, избиение режиссера Аллена Хьюза) и показывает его спорные преступления так, чтобы никто не усомнился, что Тупак был прав или невиновен. Так, Шакур был признан виновным в изнасиловании, и он отсидел девять месяцев, но, «конечно же», ничего такого не было! Это все грязный навет! Тупак пострадал без вины! Картина без тени сомнения и иронии воспроизводит слова Тупака о том, что он не мог никого изнасиловать, потому что его вырастили женщины и он очень уважает женщин. Но ведь герой «Психо» мог сказать о себе то же самое. Разве его жертв это спасло?
Фильм так упорно лакирует действительность, что это разозлило даже страстных американских поклонников Тупака. Да, некоторые чтут Шакура как Иисуса, но это не значит, что они видят в нем идеального Сына Божьего, который умер за наши грехи. Наоборот, притягательность Тупака – в его неоднозначности и в его безудержной энергии, которая не всегда находила законный выход. Это был человек, который в школе искусств занимался балетом, а в тюрьме строгого режима штудировал Макиавелли, и именно этот размах личности сделал Тупака Тупаком. Показать Шакура без его темной стороны – это значит предать его и кастрировать, превратить в наивного «терпилу». Каким он и предстает в «Легенде».
Жалкое зрелище, которое ничуть не выигрывает от того, что Деметриус Шипп-младший похож на Тупака почти как брат-близнец. Возможно, он мог бы отлично сыграть эту роль, но в постановке с иным сценарием и иной режиссерской работой.
Понятно, что если уж Тупак у создателей фильма не получился, то все остальные персонажи смотрятся не лучше – сплошь плоские карикатуры, интересные лишь тем, кто из актеров насколько похож на реального человека. Ну, а то, как скомканно и неизобретательно в фильме подана музыка Шакура (главное, что было в его жизни!), заставляет усомниться, что картину поставил заслуженный клипмейкер Бенни Бум, известный по работе со многими хип-хоперами и поп-звездами. Казалось бы, с чем-чем, а с этой частью картины Бум должен был справиться. Но нет, не срослось.
В общем, лучше почитать «Википедию» и послушать записи Тупака (благо что они до сих пор выходят), чем потерять в кино почти два с половиной часа. И, кстати, не надейтесь, что фильм предложит свою версию гибели рэпера. Убийство Тупака в картине есть, но никаких теорий по поводу чьей-то виновности лента не включает.
С 27 июля в кино.