Женщины это любят. В лирической комедии "Десять дней без любви" - вечный фарсовый сюжет, как от хорошего мужа ушла к другому избалованная жена, он пытался ее вернуть, потом встретился с бедной неизбалованной девушкой, у них вроде все сложилось, но как раз, когда все снова хорошо, жена берет и возвращается. Как муж поступит? -- веками следила публика с замиранием сердца. Для испанского фильма "Десять дней без любви" этот сюжет -- публичная приманка, гарантирующая успех, как старому Рязанову. Однако не только приманка стала задачей режиссера Мигеля Альбаладехо. Он сегодня живет в Испании и выбрал фарс, поскольку, видно, не склонен расстраивать людей.
Снял лирическую комедию, но задача его – как раз Испания сегодня, и задача решилась, ну, если не на пять, то на твердую четверку.
Муж не просто объелся груш, он еще и психиатр и каждый день терпит шизиков и понимает каждого. Избалованная жена ушла не просто к другому, а к его собственному отцу, вечному бабнику и подонку. Психиатр пытается понять, как это может быть, ходя каждый день на работу. А тут еще вечный шизик украл у него бумажник и растратил все деньги на свою семью, в которой масса людей, причем не очень плохих. Еще и теща приехала со своими болячками. Жена, как ни в чем не бывало, сообщает об этом из Токио по телефону: "Прими маму. Она не знает". Только вот продолжения в виде "кризиса" замученного психиатра, классических проблем с "тещей" или массы "положений" с шизиком по поводу бумажника у Альбаладехо не будет. Он не ушел в условность, в облыжное комикование. Он вечный сюжет, уже разветвившийся "современно" (богатая вилла и спальный район, муниципальный транспорт и цены в ресторанах, женские болезни и салон красоты) продолжает встраивать в реальность. Для этого в первую очередь найдены точные исполнители, начиная с Сержи Лопеса ("Порнографическая связь" /Une liaison pornographique/ (1999), "Гарри - друг, который желает вам добра" /Harry, un ami qui vous veut du bien/ (2000)). Лопес всегда играет, что есть, даже если это верблюд. Но и партнерши несчастного мужа тоже точны в деталях – Мариола Фуэнтес в роли бедной неизбалованной сестры шизика-клептомана дает ровно ту смесь вульгарности, сексуальности, независимости и резонности, которая адекватна современному феминизму. Мария Хосе Альфонсо в роли тещи, наоборот, отыгрывает внешний лоск, внутреннюю закомплексованность, но в целом – вполне приемлемое "хорошее воспитание", что свойственно старшему поколению. Во-вторых, сценаристка Эльвира Линдо написала Альбаладехо блестящие диалоги. Не только в актерах, но и в словах совсем нет фальшивых нот. "Приходи к нам сегодня ужинать. – Да мне чего-то неловко". Или просто песня в конце, в исполнении второстепенных лиц (медсестра любит подлецов): -- Карола, я знаю одно местечко, где подлецов полно. За пару пива ты можешь снять любого.Вероятно, Испания с нами нынче в противофазе. То, что снял Мигель Альбаладехо – мир, где вранье не принято, его видно и всем от него противно. Это также мир, где чувства не под запретом, где по ним происходит жизнь, при включенности в них всего, что и у нас есть: безденежье, психболезни, старость, квартирный вопрос, "ты начальник – я дурак", "мне нечего одеть", "мне срочно в Париж по делу". Это также мир, где никакая спешка, замотанность, встроенность в соцячейку, переизбыток информации и прочие прелести современности не мешают решительному различению умного и дурака независимо от занимаемой должности. При всем том "Десять дней без любви" – именно милая безделка, нисколько не претендующая на выход за рамки жанра лирической комедии.