Анемичная западноевропейская психологическая драма, украшенная блестящей игрой Майкла Кейна
Анемичная западноевропейская психологическая драма, украшенная блестящей игрой Майкла Кейна
Пожилой американец, профессор философии в отставке Мэттью Морган (Майкл Кейн) живет в Париже, скучает по скончавшейся тремя годами ранее жене и изредка перезванивается с живущими в Штатах взрослыми детьми, у которых давно собственные семьи и собственные проблемы. В его жизни есть лишь два человека – приходящая экономка и старая знакомая, с которой он обедает раз в неделю. Внезапно одиночество мистера Моргана нарушает случайное знакомство с молодой француженкой Полин (Клеманс Поэзи), которая оказывается учительницей танцев. Девушка видит в мужчине тень умершего отца, Мэттью узнает в Полин черты покойной жены, и они вскоре становятся добрыми друзьями и платоническими возлюбленными. Это, конечно же, возмущает детей мистера Моргана (Джастин Керк и Джиллиан Андерсон), когда те приезжают повидать отца и обнаруживают, что его пассия моложе них.
Майкл Кейн – из тех прирожденных актеров, которым не нужен блестящий сценарий и талантливый режиссер. Наоборот, они столь уместны в любой роли, какую физически способны сыграть, что ими можно затыкать дырки. Не дотянули сценарий, не дотащили режиссуру? Не беда – зовите Майкла Кейна (или кого-нибудь вроде него), и зрители не будут полностью разочарованы! При этом Кейн всегда славился тем, что соглашался на любую работу, если к предложению прилагался достойный чек. И, кажется, «Последняя любовь» была как раз таким проектом. Хотя можно предположить, что в его возрасте Кейн соглашается на подобные ленты не из-за денег, а просто из-за того, что ему доверяют главную роль. Не так уж много в мире сценариев, которые вращаются вокруг 70-летнего персонажа!
Что можно сказать о Кейне в роли мистера Моргана? Выберите любой восторженный эпитет, и вы попадете в точку. Американцы, правда, жалуются, что Кейн неточно имитирует заокеанский акцент (лондонский говор «кокни» всегда был его ахиллесовой пятой), но в России этот нюанс уловят лишь въедливые лингвисты. И, кстати, нигде в фильме не говорится, что герой в детстве не жил в Англии! В остальном же Кейн безупречен. Харизматичная, многогранная, убедительная игра – мистер Морган равно достоверен и как трогательный пожилой влюбленный мужчина, и как расстроенный отец, который некогда оттолкнул своих детей, а теперь не знает, как их вернуть, и как скучающий интеллектуал, и как вечный американский турист, который уже давно живет в Париже, но не может даже по-французски заказать бутерброд.
К сожалению, этот мастерский бенефис как Эверест возвышается над нудной постановкой, которая движется с черепашьей скоростью, очень редко выдает драматичные сцены и сперва уверяет, что рассказывает историю «весенне-осенней» любви, а затем вдруг выводит на передний план детей мистера Моргана и, в сущности, забывает о Полин. Бедная девушка при этом так и не превращается в полноценного, сложного персонажа со своими духовными запросами и душевными гранями. Конечно, фильм в первую очередь рассказывает о мистере Моргане, но разговорные психологические драмы тем и отличаются от триллеров, что у них достаточно экранного времени, чтобы раскрыть образ каждого из ключевых персонажей. И если режиссер без веской причины этого не делает, то он где-то недоработал.
Также картина не впечатляет оригинальностью и тонкостью раскрытых в ней психологических конфликтов. Сколько мы уже видели лент, в которых взрослые дети и стареющие родители строят мост через разверзшуюся между ними пропасть! «Последняя любовь» не предлагает никаких новых и интересных вариантов этого штампа, и присутствие в уравнении молодой посторонней девушки не углубляет фильм, а лишь его запутывает. По крайней мере в сценарии, который немецкая постановщица Сандра Неттельбек написала по мотивам романа француженки Франсуазы Дорне. И, кстати, интересно, почему в фильме, который придумали две женщины, все многочисленные героини оттесняются в фон, чтобы освободить сюжетное место для двух мужчин – мистера Моргана и его сына? Как-то это не по-феминистски…
С 13 марта в кино.