История одного плавания с впечатляющими актерскими работами Аннетт Бенинг и Джоди Фостер.
Дайана Найэд (Бенинг) — американская пловчиха. Женщина пять раз пыталась самостоятельно преодолеть расстояние от Кубы до Флориды без вспомогательных средств. Фильм описывает непростой путь Найэд к рекорду, который до сих пор не был ратифицирован официальным сообществом пловцов.
Пути байопиков вполне исповедимы — нужна лишь личность. Материал должен затрагивать универсальные струны зрительской души, факты могут остаться в стороне. «Дайана Найэд» — портрет мифической персоны, чьи реальные достижения не подтверждены, но зафиксированы. Вместо деконструкции мифа режиссёры и лауреаты «Оскара» Элизабет Чай Васархели и Джимми Чин («Фри-соло») подстраиваются под алгоритм Netflix, выдают ничем не примечательную картину взлётов и падений, забывают про художественную ценность, вдохновляются «Огненными колесницами» с минимальными затратами.
Найэд — жёсткая, волевая женщина, привыкшая измерять действительность собственной важностью. Её лучшая подруга и компаньонка Бонни Столл (Фостер) считает, что Дайане нужно уделять больше времени социализации и простым задачам, но каждый эксперимент в отношениях или просто попытка отвлечься от эго заканчивается перечислением своих боевых заслуг. Найэд неустанно повторяет, что её фамилия переводится с греческого как «водная нимфа», что отец всегда ее поддерживал и стирал границы возможного, что она показывала феноменальные результаты на отборе в олимпийскую сборную. В 1980 году она впервые предприняла невозможное, решив переплыть расстояние от Кубы до Флориды. Рекорда не случилось, Найэд обессиленно сдалась. Спустя 30 лет, в 2011-м, женщина заново загорается идеей рекордного плавания.
Амбициозность женщины, её смелость, противостояние эйджизму и сексизму вполне заслуживают цельного киновысказывания. Однако для режиссёров, впервые пробующих себя в игровом кино, баланс между экшеном, документальной хроникой и драмой практически отсутствует. Фильм затягивает водоворотом сразу в несколько направлений, из-за чего сопереживать двум центральным героиням толком не получается. Подпитанная историей детской травмы (подростком Дайану изнасиловал тренер) картина обеспечит сострадание аудитории, но к концу обернётся замшелым голливудским тропом. Потратив четыре попытки впустую, Найэд решается на финальный бросок. По пути к Флориде её будут атаковать медузы и акулы, героине привидятся подводный Тадж-Махал и фейерверки («Русалочка» передаёт привет), а сама лента иногда будет напоминать приземлённую версию «Жизни Пи».
Гораздо интереснее в данном случае срабатывает линия взаимоотношений двух женщин, дружбы и поддержки в целом. Авторы подходят к ней деликатно, но не трезво, зачем-то смягчая токсичность и тиранию Дайаны по отношению к Бонни и её команде, члены которой пренебрегли личной жизнью и здоровьем ради героини. В актёрском плане Бенинг логично нацеливается на награды — актриса была безуспешно номинирована на «Оскар» четыре раза, — но попутно скатывается к уровню Saturday Night Live, тратит время на изменение голоса, грим, театральность и излишнюю экспрессию. Прямой противоположностью выступает Фостер: актриса подходит к героине со всей трепетностью, волевой решительностью и терпением, подогревая интерес к своему полноценному камбэку.
Отложив в сторону амбиции, зритель вполне резонно задаст вопрос о мотивации Найэд. Иногда кажется, что пловчихе важен сам рекорд, а не личная трансформация. Хотя фильм старается убедить в обратном, позвав на помощь вдохновляющий саундтрек Александра Деспла, нечто подсказывает, что проект был важнее самой Найэд, которая выступает здесь в качестве продюсерки. Быль или сказка — не так важно. Чек обналичен, героиня участвует в TED Talks, выпускает книгу, записывает подкасты, где в очередной раз повторяет заученное. Возможно, время байопиков действительно вышло — их мантры кажутся устаревшими, существующими вне контекста, застывшими во времени. Реальность продолжает стучаться во все двери, эскапизм бессилен, Найэд продолжает плыть.
Фильм уже доступен на Netflix.