У кого-то, может, и кризис, а вот общие сборы двенадцати самых кассовых фильмов прошедшей недели оказались на 40% выше, чем год назад в это же время. Умные люди поняли, как извлечь еще больше выгоды из самых страшных фильмов всех времен и народов. О чем все это – «Кошмар на улице Вязов» /Nightmare On Elm Street, A/ (1984), «Крик» /Scream/ (1996), «Я знаю, что вы сделали прошлым летом» /I Know What You Did Last Summer/ (1997)? О подростках и убийствах. Так давайте выпустим одновременно два фильма, один о подростках, другой об убийствах? Специалисты с восторгом заявляют, что на этой неделе в бокс-офисе случилась борьба добра со злом, и победили оба: на первом месте подростковый «Классный мюзикл: выпускной» /High School Musical 3: Senior Year/ (2008) Кенни Ортеги, на втором – «Пила 5» /Saw V/ (2008) Дэвид Хэкл. Начиненные гормонами котлеты отдельно, трупные мухи отдельно.
Мюзикл о подростках – сиквел двух весьма популярных телефильмов студии Disney про любовь в старших классах. Юные девочки стайками слетелись на этот фильм, задавив кровососущих зрителей пятой «Пилы» на подходах к кинотеатрам. $42 миллиона за премьерный уик-энд американского проката, $40 миллионов в международном прокате. После «Темного рыцаря» еще ни одному фильму не удавалось забраться на первое место чарта одновременно и в Штатах, и в мире. «Классному мюзиклу» удалось, более того, его сборы стали рекордными для мюзиклов: предыдущий чемпион по сборам в этом жанре, мюзикл «Мамма Миа!» /Mamma Mia!/ (2008), заработал в премьерный уик-энд $27,8 миллиона.
Режиссером «Классного мюзикла» стал Кенни Ортега – он же делал предыдущие два фильма, а еще был хореографом «Грязных танцев» и открытия XIX Зимних Олимпийских игр. «Классный мюзикл» – это как раз тот случай, когда фраза «сюжет фильма прост» оказывается слишком глубокомысленным заявлением. Преувеличением является само слово «сюжет». Мальчик с девочкой не хотят расставаться после школы и долго поют об этом невинные песни и танцуют чистые танцы. Мальчик, к тому же, не может решить, заняться ему после колледжа спортом или театром. В первой части герои трепетно держались за руки, во второй поцеловались. От третьей все ждали развития действия, но, похоже, не дождались, просто поцелуй стал длиннее.
Примерно то же самое можно сказать о «Пиле»: поцелуи стали длиннее. В смысле, все пилят дольше. Герой «Пилы» умер еще, кажется, в позапрошлом году, сама франшиза тоже уже на последнем издыхании, но это никого не волнует, доктор еще не сказал «в морг» – значит, еще не в морг. $30,5 миллиона за уик-энд, и «Пила» вот-вот станет самой успешной хоррор-франшизой на свете: пять фильмов «Пилы» собрали на сегодняшний день $316,2 миллиона в Штатах. Для сравнения: девять фильмов «Хэллоуина» заработали $307,4 миллиона, одиннадцать фильмов «Пятницы 13» – $317,8 миллиона (до этой суммы «Пила» дотянет сегодня или завтра).
На третьем месте пошатнувшийся, но не упавший «Макс Пэйн» /Max Payne/ (2008) со всеми своими демонами, $7,6 миллиона за выходные, $29,7 за десять дней проката. На четвертом – стойкая чихуахуа. Одной из лучших рецензий на комедию «Крошка из Беверли-Хиллз» /Beverly Hills Chihuahua/ (2008) стала краткая характеристика породы с какого-то собачьего сайта: «быстрая, чуткая, очень живая, смелая и подвижная чихуахуа любит подолгу бегать кругами». За круги собачке досталось в эти выходные $6,9 миллиона, общие сборы животного за месяц пробега $78,1 миллиона.
Удивительно, но криминальная драма Гэвина О'Коннора «Гордость и слава» /Pride and Glory/ (2008) с Эдвардом Нортоном и Колином Фарреллом собрала какие-то жалкие $6,3 миллиона. Это история о плохом и хорошем полицейском, причем режиссер – сам сын нью-йоркского копа, вроде знает, о чем снимает. Критики ругаются, что скучно. Ну да – никто не поет, не танцует и ничего себе не отпиливает.