Фильм о начале войны оказался слишком простым и прямолинейным даже для подростков. Но и детским его не назовешь, история не попадает в сердца и душу аудитории
Фильм о начале войны оказался слишком простым и прямолинейным даже для подростков. Но и детским его не назовешь, история не попадает в сердца и душу аудитории.
Когда в мае 1941 года ученики деревенской школы расставались с учительницей, они не представляли, как изменится их жизнь уже через месяц – к осени большая часть СССР к западу от Москвы оказалась оккупирована немцами, ни о какой учебе речи быть уже не могло. В захваченной нацистами деревушке четверо маленьких друзей пытаются приспособиться к жизни под гнетом захватчиков. Кто-то помогает матери работать на немцев за кусок хлеба, кто-то бежит к партизанам, кто-то участвует в сопротивлении – война никого не оставляет в стороне. Угроза гибели целой деревни заставляет мальчишек объединиться, чтобы спасти родных и близких от разъяренных оккупантов.
Сетуя на то, что государство тратит огромные деньги на российскую киноиндустрию, которая заметно уступает не только Голливуду, но и части европейских стран, массовый зритель редко задумывается о том, как же распределяются те самые «народные деньги», которые вкладываются в кино. Министерство культуры, лавируя между «хочется» и «надо», поддерживает серьезную программу развития, вкладывая средства в те жанры, которые испытывают нехватку кадров и идей, например, в детское кино, почти исчезнувшее с экранов. Об итогах подобных вложений зрителя информирует II Российский фестиваль детского кино, проходящий в конце октября в Москве. Самое время ознакомиться с новыми фильмами о детях и для детей.
В ленте «Осенью 41-го» создатели пошли по наиболее очевидному в нынешней парадигме пути, совместили детскую тему с не теряющей актуальности тематикой лишений советского народа в годы Великой Отечественной войны. После юбилейного 2015 года число лент о войне заметно снизилось, поэтому ставка казалась вполне оправданной, но не без сожаления приходится отметить, что «Осенью 41-го» слишком слабая работа, чтобы вставать в ряд со «Сталинградом», «Битвой за Севастополь» или «А зори здесь тихие», слишком незатейливая, слишком наивная.
Простоту и наивность можно было бы простить, будь картина режиссера Елены Борисовой фильмом для детей, юные зрители и не должны погружаться в сложные отношения героев или искать подтексты и второе дно. Но «Осенью 41-го» – это кино не «для детей», а «про детей», то есть адресованное скорее родителям, которым предлагается представить себя на месте героинь фильма, оказавшихся с ребятишками в западне оккупации. А это, согласитесь, совсем иное дело. Лента Борисовой зависает между двумя скалами и не решается двинуться ни в одну, ни в другую сторону. С одной стороны, сюжет картины прост, как лист бумаги: партизаны поручают своему человеку украсть секретный пакет, чем вызывают ярость немцев и ставят под угрозу жизнь целой деревни. С другой – авторы упрощают и это, история противостояния полицаев и партизан универсальная, ни к чему не привязана и представляет собой скорее некий микс из легенд о пионерах-героях и современного представления о войне, лишенного даже толики реальных воспоминаний и ощущений.
Да, поколение, пережившее войну, уже почти полностью ушло, не осталось в кино людей, способных вложить личные воспоминания, переживания, подлинные эмоции, но это не значит, что войну пора превращать в «схему», в «набор заранее определенных ярлыков и штампов». «Осенью 41-го» – именно такой набор. Стандартные герои: лютый немецкий офицер, героический пенсионер, коварный предатель, отутюженные партизаны и образцово-показательные школьники-максималисты, готовые в огонь и в воду, – такое кино можно было бы снимать, разрабатывая новый пласт, но, когда речь идет о войне почти вековой давности, такое упрощение преступно. Оно словно перечеркивает все, что сделано ранее Быковым, Бондарчуком-старшим, Озеровым.
И кивать на детей здесь неправильно, дети как раз наиболее тонко чувствуют этот подлог. Оттого и нет искренности в игре актеров всех возрастов в фильме, нет вовлеченности, нет даже малейшего чувства опасности – как ни старались авторы, а убедить в возможности иного исхода им зрителя не удалось, простая дорога ведет к простым целям.
Ругать кино, которое нацелено на вовлечение в зрительские ряды детей, не хочется, но это не значит, что подобные ленты нужно хвалить, закатив глаза. Да, бюджет у «Осени» не «сталинградский», да, исполнители рангом пониже многих, да, авторы лишь нарабатывают «творческие мышцы», и, возможно, будущие работы Борисовой окажутся сильнее и точнее. Но сегодня «Осенью 41-го» выглядит явно не дотягивающей даже до среднего уровня работой. Юные зрители такого точно не простят, даже самые патриотично настроенные.
С 27 октября в кино.