«22 минуты» – фильм-русалка, не рыба и не мясо. При старательной и качественной работе оператора и художников картина разваливается на характерах, поступках и речах персонажей. Героическое патриотическое кино снова получилось бездушным и ходульным
У берегов Сомали российский газовый танкер захвачен пиратами. Команда спряталась в машинном отделении, успев передать сигнал SOS, на помощь спешит военный корабль с группой морпехов. Однако захватчики не намерены легко сдаваться, корабль в их распоряжении, команда заперта, а у группы захвата нет возможности открывать на палубе огонь – судно взлетит на воздух. Командир морпехов готовит молниеносную операцию, в которой нет права на ошибку – у его группы есть только 22 минуты, чтобы обезвредить пиратов.
Прямо скажем, у «22 минут» незавидная судьба. Картина вольно или невольно выступает конкурентом большому голливудскому проекту «Капитан Филлипс» с Томом Хэнксом в главной роли, работа над ней в определенный момент забуксовала и превратилась в долгострой, да еще и после финального монтажа создатели отказались от того, чтобы с их именами ассоциировался окончательный прокатный вариант фильма. На пользу такие удары с самых разных сторон никак пойти не могли, но самое главное, теперь мы никогда не узнаем, что же задумывали создатели, что было снято и насколько это отличается от результата. Обидно. Тем более что определенные надежды на «22 минуты» были – режиссер «Бригады» и «Боя с тенью» Алексей Сидоров в продюсерах, Денис Никифоров в одной из главных ролей, положенные в основу реальные трагические события. С таким грузом на палубу заходить не стыдно, главное, не растерять его при качке. А качка, как мы уже рассказали, была внушительная.
Тряска и суета вокруг фильма безусловно пошли на пользу в одном – хронометраже. Усеченный до 80 минут фильм превратился в динамичный экшен, в котором не осталось места долгим размышлениям, продолжительным флешбэкам, тяжким раздумьям «Что же будет с Родиной и с нами» и долгим проводам с жертвами; бодрые сцены сменяют одна другую, не давая дремать и отвлекаться. Сценарист Игорь Порублев, правда, вынужден был существенно потрепать историю захвата танкера «Московский университет» – для острастки пришлось и количество пиратов увеличить, и жестокости им зверской придать, и невинных жертв сочинить, даже акулу добавить для пущего морского колорита. Однако не это является главной выдумкой. Самым «сказочным» персонажем фильма стал главный герой – морпех Ежов, потерянный в нейтральных водах российский солдат, подобранный пиратами. Именно ему предстоит героическое сражение со злодеями. И пусть временами персонаж Макара Запорожского ведет себя странно и противоречиво – то желает сбежать с танкера, то вдруг решает остаться, даже когда за ним приплывают товарищи, то противостоит сомалийцам и лезет в драку, а то вдруг мирится и по-дружески кормится из одного общего котла с командирами, зато зрителям (и особенно зрительницам) есть за кого болеть. Только вот теперь сложно сказать, было ли так задумано или это огрехи монтажа.
Как сложно сказать, подразумевалась ли тонкая самоирония в фильме или он получился местами неуклюже комичным сам по себе. Вроде бы смеяться в трагической ситуации с заложниками не над чем, но герои время от времени начинают творить такие глупости или произносить столь пафосные речи, что не улыбаться невозможно. Музыкальный номер же и вовсе заставляет смеяться в открытую, несмотря на то что выпадает он на самый драматичный момент фильма – те самые 22 минуты захвата. Так порой бывает, что смех вызывают не авторские заготовки, вроде крашеного кота или морских ругательств, а искренний возглас одного из пиратов: «Я хочу попасть в тюрьму в России!» Зрители заходятся аплодисментами и одобрительным гулом.
«22 минуты» при этом отнюдь не перебирают с пафосом. Конечно, двуглавый орел, трехцветный стяг и символы морской доблести, как, впрочем, и обязательная водка и соленые огурцы, маячить будут непрестанно то тут, то там, однако в бой здесь идут не за березки и «пядь родной земли», а за себя и свою честь. Это подкупает. Вкупе с неплохими съемками водных боев и красивыми морскими пейзажами это наводит на печальную мысль, что при определенном стечении обстоятельств, при настойчивости создателей, при сговорчивости всех сторон случившегося киноконфликта из «22 минут» вполне мог получиться если не образцовый военный фильм, то хотя бы качественный боевик вроде советских «Пиратов XX века» или «Одиночного плавания». Но из-за раздрая фильм получился рыхлым, несерьезным, легкомысленным. Даже как одноразовое зрелище «22 минуты» вызывают недоумение, что уж говорить о том, чтобы занести его в список «рекомендованных исторических фильмов». Море не прощает такого к себе отношения и может не предоставить второй шанс, а жаль, показать-то есть что.