Захватывающие спецэффекты, сцены поединков и динамичные сюжеты привлекают на киносеансы множество людей: от поклонников качественного экшена до зрителей, которые просто жаждут отдохнуть за просмотром ненапряжного зрелища. В последние годы в экшене наметился некоторый кризис новых идей, в связи с чем продюсеры охотно дают «зелёный свет» продолжениям канувших в Лету франшиз и перезапускам жанровой классики.
23 июля в Сети вышла четвёртая часть «Плохих парней», популярного боевика из «славных» 90-х. В этой подборке вспоминаем, какие ещё примечательные экшены с возрастными главными героями появились в российском прокате за прошедший год.
После не слишком радужного приёма «Плохих парней 2» продюсеры в течение 17 лет не давали согласия на триквел. Однако в январе 2020 года он наконец был выпущен и неожиданно окупился в прокате. Бельгийскому дуэту постановщиков Адиль Эль Арби и Билалу Фалла удалось вдохнуть новую жизнь в старый сюжет. Неудивительно, что кинокомпания Sony Pictures объявила о съёмках четвёртой части почти сразу после премьеры триквела.
Конечно, создатели не делают вид, что с середины 1990-х не прошло почти 30 лет. Прежде всего, постарели Уилл Смит и Мартин Лоуренс, неизменные исполнители ролей главных героев. К каскаду специфических мужских шуток и циничного полицейского юмора добавилась ирония авторов над возрастом персонажей, которые стараются держать себя в тонусе, но всё равно выглядят немного архаично в третьем десятилетии XXI века. В традициях «старой школы» сделано и всё остальное — от мотивов злодеев до нескончаемого экшена, лишь изредка прерываемого «разговорными сценами», чтобы зритель элементарно мог перевести дух.
Франшиза «Полицейский из Беверли-Хиллз» находилась в анабиозе в течение 30 лет, несмотря на регулярные разговоры о съёмках четвёртой серии. Реанимировать старый боевик должен был тот же бельгийский дуэт Адиля Эль Арби и Билала Фалла, но постановщики решили сосредоточиться на кинокомиксе «Бэтгёрл».
Пришедший им на смену австралиец Марк Моллой, прежде снимавший для телевидения, воздержался от иронии над возрастом Акселя Фоули. Напротив, неизменный исполнитель роли Эдди Мерфи столь же проворен, как и 30 лет назад. Введённая в сюжет дочь Акселя Джейн Сондерс призвана убедить зрителя, что главный герой и в возрасте 60+ ничуть не уступает молодому поколению. Антиэйджистские мотивы проявляются и в большом количестве занятых в постановке возрастных актёров — от элегантного Кевина Бэйкона в роли очередного «скользкого типа» до ветеранов франшизы Джаджа Рейнхольда, Джона Эштона, Пола Райзера, Бронсона Пинчота. Новая глава приключений Акселя Фоули дышит молодостью и продвигает активное долголетие.
Ностальгическому тренду соответствует и очередная режиссёрская работа оператора многочисленных боевиков Росса В. Кларксона («Неоспоримый 2, 3», «Ниндзя 1, 2»). Сюжет ленты отсылает к многочисленным боевикам о турнирах 1980-х («Кикбоксёр», «Кровавый кулак»), а в кастинге заняты многочисленные актёры-спортсмены: Маттиас Хьюз, Синтия Ротрок, Билли Блэнкс, Мишель Кисси. Скромный бюджет не позволил режиссёру развернуться в плане спецэффектов. Зато боевик Росса В. Кларксона передаёт эстетику малобюджетных экшенов конца XX века, где поединки зачастую были важнее самого сюжета.
Семейная тема присутствует и в «Последнем кумите», однако режиссёр не столько жаждет доказать, что старички экшена ещё ого-го, сколько делает вид, что проблемы возраста в жанре не существует. Выходит у Росса В. Кларксона не слишком убедительно, однако сцены боёв мало чем уступают «проверенной классике».
Самая известная ностальгическая франшиза 2010-х неизбежно пришла к той точке, когда уже нельзя делать вид, что возраст не властен над героями прошлого. В итоге четвёртая часть приобрела пародийный оттенок, где авторы откровенно потешаются над молодящимися персонажами, стремящимися не отставать от «нового поколения». Как и положено ретро-боевикам, действие в «Неудержимых 4» почти сплошь состоит из каскада трюков и спецэффектов.
В ленте Скотта Во всего перебор, в том числе и экшена, однако именно так и создаётся нужный авторам пародийный эффект. Постановщик адреналиновых фильмов «Закон доблести» и «Жажда скорости», понимая, что дальше играть в героических дедушек просто глупо, предупредил зрительскую иронию многочисленными отсылками к прославившим ветеранов жанра боевикам, а также обильными шутками над старостью, которая не всегда в радость.
Итан Хант — ещё один сопротивляющийся времени герой из 90-х. Первоначально созданная по лекалам «бондианы» франшиза «Миссия невыполнима» постепенно обрела своё лицо. Персонаж обаятельного Тома Круза оказался не волком-одиночкой, а командным игроком, лишь играющим первую скрипку в сюжете.
Если другие франшизы 1990-х опираются на раз и навсегда сложившиеся правила жанра, предполагающие предпочтение закрученному сюжету зубодробительного экшена, то «Миссия невыполнима» всегда отличалась умело выстроенной интригой. Большая продолжительность (седьмую часть и вовсе разделили на два эпизода) придавала невыполнимым миссиям Итана Ханта черты эпоса, а мотивы злодеев порой далеко выходили за рамки привычных коррупции или наркоторговли. Авторы «Миссии невыполнима» удачно вписали Итана Ханта в XXI век, переработав в традициях динамичного боевика многие страхи современного человека — от глобальных правительственных заговоров до рисков развития искусственного интеллекта.
Начинавший с криминальных комедий Гая Ричи Джейсон Стэйтем постепенно обрёл себя в жанре боевика. Ленты со Стэйтемом всегда отличались повышенным уровнем насилия, который уравновешивала харизма исполнителя главной роли. По сравнению со своими коллегами Джейсон Стэйтем ещё совсем не стар (актёру всего-то 56 лет), поэтому режиссёр «Пчеловода» Дэвид Эйр вообще игнорирует тему возраста.
Перед нами обычный экшен со Стэйтемом, рассчитанный в первую очередь на его поклонников, которых немало по всему миру (его боевики стабильно окупаются в прокате). «Пчеловод» представляет собой жесткое мужское кино, абсолютно лишенное юмора. Философия добра с кулаками иногда демонстрируется излишне прямолинейно, однако месть отставного агента спецслужб Адама Клэя за обманутую кибермошенниками соседку придаёт картине черты благородного робингудства.
Драматический актёр Лиам Нисон только ближе к шестидесяти обрёл себя в экшене. Он часто играл отставных силовиков, а потрёпанное жизнью морщинистое лицо контрастировало с отточенной боевой техникой его героев, направленной на быструю нейтрализацию врага.
Опытный постановщик экшена Нимрод Антал («Инкассатор», «Хищники») активно пользуется умением Нисона убедительно смотреться в самых невероятных сюжетных обстоятельствах. Мощно комбинируя жанры триллера и боевика, Нимрод Антал в «Заложниках» заставляет героя Нисона маневрировать между полицией и таинственными злодеями, ведь его персонажу ни в коем случае нельзя покидать заминированный автомобиль. Постановщик даже сподобился на ряд визуально красивых сцен, заставляющих вспомнить эстетику Джона Ву и Майкла Манна. В целом же Лиам Нисон в очередной раз продемонстрировал, что пожилые персонажи боевиков обладают особым обаянием, сочетая мудрость прожитых лет и неутомимую страсть к приключениям.
Из плюсов- визуально та же Меганфокс и Дольф Лундгрен по-хорошему олдскульный. Вот и всё