Постапокалиптический фантастический сериал, который пытается скрестить зомби, вампиров, скромный бюджет и второсортных телеактеров
Прошло несколько лет с тех пор, как землю захлестнула эпидемия вампиризма. Незараженные люди остались лишь в укрытиях вроде тайной военной базы, где морпех Аксель (Джонатан Скарф) охраняет молодую женщину в коме. Он ничего о ней не знает, кроме того, что в начале бедствия ему приказали любой ценой ее защитить. Когда на базу нападают вампиры, женщина (Келли Овертон) приходит в себя, и она оказывается очень сильным воином с иммунитетом от укусов вампиров. Кроме того, обнаруживается, что вампиры, которые пьют ее кровь, исцеляются. Героиня ничего не помнит о себе, кроме того, что ее зовут Ванесса и что у нее есть дочь. Но обитатели базы понимают, что их новая союзница может быть ключом к спасению человечества.
В чем самый большой недостаток постапокалиптических шоу о зомби? В том, что по традиции живые мертвецы предстают однородной злобной массой, не способной на какие-либо сознательные действия: скоординированные атаки, интриги, засылание шпионов и так далее. В сущности, они – сила природы, а не враги в классическом смысле этого слова, и для поддержания драматизма сценаристам приходится изобретать конфликты и войны между людьми, а не концентрироваться на противостоянии героев с зомби. Но ведь людские войны можно описывать и без фантастического антуража!
Новое шоу жанрового кабельного канала Syfy «Ван Хельсинг» обходит эту проблему, скрестив вампиров с зомби. Большинство злодеев сериала – такие же бездумные и слабые машины смерти, как обычные зомби, и это позволяет немногочисленным героям выживать на базе, которая неминуемо стала бы для них капканом, если бы их противники отличались силой и умом традиционных вампиров (вспомним трагедию Брестской крепости). Но уже в пилотной серии выясняется, что среди вампиров есть разумные особи, которые способны планировать, плести заговоры и бог знает что еще. Вдруг они, например, могут выдавать себя за людей или перевоплощаться? Это определенно интригующая завязка, которая обеспечивает куда большее потенциальное разнообразие сюжетных линий, чем в шоу вроде «Ходячих мертвецов».
Другое дело, что «Ван Хельсинг» не выглядит как сериал, который сможет использовать весь свой сценарный потенциал. Создавший шоу американский драматург Нил Лабут не славится как мастер жанровых историй (его специальность – реалистичные камерные драмы с пессимистичным взглядом на жизнь), а низкобюджетность сериала бросается в глаза. Показательно, что почти все действие умеренно занимательной пилотной серии разворачивается в нескольких комнатах спартански обставленной военной базы. Если сериал так себя представляет зрителям, что будет дальше?
Еще хуже то, что в «Ван Хельсинг» не заняты по-настоящему харизматичные актеры, способные тащить такое шоу на своих плечах. Лишь Джонатана Скарфа можно, хоть и с оговорками, назвать исполнителем, за которым хочется наблюдать от недели к неделе. Келли Овертон же не впечатляет. Бесспорно, это привлекательная молодая женщина с суровым взглядом, которой уже доводилось играть большие роли (скажем, она изображала Кристи в киноверсии «Теккена» и Рикки в сериале «Настоящая кровь»). Но для роли потенциальной спасительницы мира этого недостаточно. Тем более в шоу, которое не стесняется крови, но стесняется откровенной эротики.
Правда, в пилотной серии Овертон проводит половину времени в коме, и, возможно, в дальнейшем она сможет лучше раскрыться как актриса и как героиня. Но пока Овертон выглядит менее ярко, чем Джейми Александр, которая вот уже второй сезон играет потерявшую память суперженщину в «Слепой зоне». А о группе поддержки Овертон и Скарфа можно сказать лишь, что она политкорректно составлена. Ради нее смотреть «Ван Хельсинг» тоже не тянет.
Кстати, название шоу – это отчасти спойлер, поскольку в пилотной серии ничего не говорится о том, что Ванесса («Ван») – наследница рода Хельсингов, известного по противостоянию с Дракулой. Посмотрим, как сюжет Брэма Стокера будет переосмыслен в постапокалиптическом контексте.