![Okko](/themes/filmru_desk/img/okko/okko_bottom.png)
7 февраля исполняется 45 лет со дня премьеры самой известной ленты Руджеро Деодато. «Ад каннибалов» стоит у истоков популярного жанра «найденная плёнка», а своим экстремальным содержанием может шокировать впечатлительного зрителя и в наши дни. В этом материале мы расскажем о том, на чём основана скандальная репутация фильма.
В джунглях Амазонки таинственно исчезает группа документалистов, снимавшая по заказу факультета антропологии фильм о жизни первобытных племен. Профессор Монро (Роберт Керман) отправляется на поиски, но находит лишь плёнку. Только посмотрев фильм, антропологи узнают обстоятельства исчезновения съёмочной группы.
Истоки натуралистичного насилия в итальянском кино 1970-х
Любой поклонник европейского кино знает итальянскую школу ужасов, украшенную именами Марио и Ламберто Бавы, Лючио Фульчи и Дарио Ардженто. Она сложилась во второй половине 1950-х и просуществовала примерно до второй половины 1980-х. Главной причиной кризиса итальянского хоррора стала вестернизация международного кинопроката и связанные с этим низкие кассовые сборы лент местного производства.
Итальянские хорроры отличались реалистичными сценами насилия, что создавало трудности с прокатом в тех странах, где существовала жесткая цензура (например, в Великобритании и ФРГ). Легендарными стали имена итальянских мастеров спецэффектов Карло Рамбальди и Серджио Стивалетти. Креативность итальянцев проявилась и в создании целых поджанров. Джалло и слэшеры были придуманы именно в этой стране.
Большое влияние на становление каннибальского хоррора оказала так называемая шокирующая документалистика (мондо). Лидером направления был журналист и кинематографист Гуальтеро Якопетти, который в 1962 году шокировал мировую общественность лентой «Собачий мир». Постановщик первым среди коллег сосредоточил фокус «киноглаза» на странных ритуалах, сценах смертей, всевозможных уродствах, то есть привнёс в документальный жанр всё то, что прежде считалось низким.
Тенденциозная документалистика Якопетти получила свое продолжение в 1970-е годы. В США быстро набирали популярность гонзо-репортажи Хантера Томпсона, а в Италии посыпались, как из рога изобилия, основанные на этнографическом материале каннибальские хорроры. В это же время в итальянский прокат вышло несколько авторских картин, исследующих природу насилия: «Сало, или 120 дней Содома» Пьера Паоло Пазолини, «Мужчина, женщина и зверь» Альберто Кавалоне и «Чудовище» Луиджи Дзампы. Как и Якопетти, режиссёры этих лент не верили в нравственный прогресс, демонстрируя, что при любом удобном случае цивилизованный человек оборачивается живущим первобытными инстинктами монстром.
«Ад каннибалов» и эстетика mondo
Первым cannibalici Руджеро Деодато был «Затерянный мир каннибалов» (в России выходил на VHS и DVD под названием «Ад каннибалов 3»). Мировая премьера состоялась 8 февраля 1977 года. Лента была сразу запрещена в Австралии и Великобритании, однако имела коммерческий успех. Поэтому кинопрокатчики из ФРГ предложили Деодато снять ещё что-нибудь в таком же духе. Постановщик согласился, увидев хорошую возможность высказаться по поводу волнующей его популяризации насилия в СМИ.
Идея «Ада каннибалов» родилась из спора режиссёра со своим сыном по поводу освещения журналистами деятельности Красных бригад. Деодато был уверен, что корреспонденты специально акцентируют внимание на шокирующих сценах в погоне за дешёвой популярностью. В это же время итальянская кабельная сеть анонсировала премьеру якобы существующего документального фильма, снятого пропавшей в джунглях Африки группой антропологов, и собиралась показать хронику без цензуры (в последний момент премьера была отменена). Но больше всего режиссёр вдохновлялся mondo-фильмами Гуальтеро Якопетти и его товарищей.
Руджеро Деодато и сценарист Джанфранко Клеричи придумали сложную композицию, включающую «фильм в фильме» и несколько сюжетных конфликтов. Голосом автора стал главный герой, антрополог Монро (в его роли бывший порноактёр Роберт Керман). Он спорит с коллегами и телевизионными боссами, отстаивая уважение к обычаям местных племён, сколь бы странными они ни казались, ведь научные исследования невозможны без доверительных отношений с субъектами наблюдения.
Постановщик построил всю картину на перекрёстном монтаже. В ленте развиваются две сюжетные линии, происходящие в разные временные промежутки. В одной профессор Монро вместе с коллегами смотрит «найденную плёнку» и обсуждает увиденное, а вторая линия представляет собой тот самый фильм документалистов. Руджеро Деодато с большой силой давит на чувствительность зрителя, причем не только демонстрацией откровенного насилия. Эмоциональное воздействие постепенно усиливается и за счет минорной музыки Рица Ортолани, звучащей как реквием.
Режиссёра неоднократно критиковали, что, желая осудить популяризацию насилия, заставить зрителя задуматься о глубине моральной деградации современного человека, он наполнил картину большим количеством садистских сцен. В частности, скандальную славу получил попавший на постеры кадр с посаженной на кол девушкой. Итальянский суд даже потребовал от постановщика раскрыть, как был снят этот эпизод.
Однако Деодато всего лишь гиперболизировал то, что стало привычным в итальянских новостных репортажах. В образах документалистов без труда узнаются сторонники эстетики mondo. Это абсолютно циничные люди, мечтающие получить «Оскар». Ради драматических кадров они готовы убивать животных и угнетать местное население, так что порой напоминают избежавших суда нацистов.
Предводитель группы кинематографистов Алан Йейтс (Карл Габриэль Йорк) откровенно списан с Якопетти. В одной из сцен с его участием цитируется судебный скандал, связанный с лентой «Прощай, Африка». После её премьеры Якопетти и сорежиссёр Франко Проспери были обвинены в сговоре с наёмниками ДР Конго, которые якобы по команде «Мотор!» расстреливали мятежников. В другой сцене Деодато процитировал «Жестокую саванну» Антонио Климати и Марио Морры, единомышленников Якопетти.
В отличие от каннибальских хорроров, в фильме Руджеро Деодато злодеи вовсе не коренные жители, а «белые» люди. Кадры жестокой расправы местных племен аномами и шаматари над группой кинематографистов могут напомнить как восстания угнетенных народов, так и акты возмездия на полях Второй мировой. Неслучайно сценарист Джанфранко Клеричи написал скрипт военной драмы Марио Кайяно «Свастика на животе». На связь со зверствами фашистов намекает и оригинальное название Cannibal holocaust.
Шокирующий реализм «Ада каннибалов»
Скандальную славу «Ад каннибалов» приобрёл из-за реалистичной имитации документального кино. «Найденная пленка» снята, как и mondo-фильмы, на 16 мм, и представляет собой «сырой» материал. Помимо собственно инсценировок, в которых документалисты изображают своё возмущение варварскими обычаями, вторая половина «Ада каннибалов» содержит кадры развлечений съёмочной группы, их упоение властью.
Руджеро Деодато обличает лицемерие цивилизованного общества, показывая, что люди из больших городов не следуют той морали, которую декларируют. Оказавшись в ситуации, когда «всё позволено» (если вспомнить нравственную формулу Ф.М. Достоевского), Алан Йейтс и его товарищи предаются всевозможным порокам, намного превзойдя жестокость первобытных народов. Коренные жители ведут себя в полном соответствии со своими представлениями о добре и зле, в то время как люди с большой земли лишь притворяются добродетельными гражданами. Они презирают племена и силой заставляют участвовать в съёмках. Достоверно не известно, переступал ли Гуальтеро Якопетти границы художественной этики, однако всю карьеру режиссёра сопровождали обвинения в специально провоцируемых насильственных ситуациях.
Стремясь добиться максимальной реалистичности, Руджеро Деодато принял спорное решение показать в кадре настоящие смерти животных, но столкнулся с противодействием актеров. Роберт Керман пригрозил, что покинет съемки, а Карл Габриэль Йорк был так шокирован убийством свиньи, что испортил длинный монолог своего героя. Эту сцену удалили при финальном монтаже.
Сейчас подобная практика кажется дикостью, однако в 1970-е постановщики всего мира не считали моральной проблемой убить животное специально для съёмок. Так поступали Андрей Тарковский, Ингмар Бергман, Фрэнсис Форд Коппола. Справедливости ради стоит сказать, что впоследствии Деодато сожалел, что не воспользовался спецэффектами. К примеру, такое решение принял Лючио Фульчи во время съёмок джалло «Ящерица в женском обличии», для которого Карло Рамбальди разработал реалистичные модели изувеченных собак.
Трудный путь к зрителю
«Ад каннибалов» вышел в период распада империй и гражданских войн по всему Африканскому континенту, поэтому был воспринят многими критиками в качестве социальной притчи. Протест режиссера против лицемерия цивилизованного общества, несущего на штыках просвещение малым народам, хорошо сочетался с ревизионистскими вестернами («Дикая банда» Сэма Пекинпы, «Маленький Большой человек» Артура Пенна), где впервые коренные американцы предстали не дикарями, а положительными персонажами. По аналогии ленту Деодато можно именовать ревизионистским каннибальским фильмом. Неслучайно профессор Монро задает риторический вопрос: «Кто же является настоящими каннибалами?»
Картина Руджеро Деодато не была первым фильмом, где использовался приём «найденной плёнки» (можно вспомнить пролог и эпилог «Техасской резни бензопилой» Тоуба Хупера), однако постановщик виртуозно сымитировал инструменты mondo-фильмов и усилил шоковое воздействие реакцией смотрящих «найденную плёнку» героев. После премьеры «Ада каннибалов» Серджио Леоне написал Деодато: «Дорогой Руджеро, какой фильм! Вторая часть представляет собой шедевр кинематографического реализма, но всё кажется таким реальным, что, думаю, у вас будут проблемы во всем мире».
«Ад каннибалов» в первый же уик-энд собрал в прокате два миллиона долларов, а в Японии занял второе место по кассовым сборам после «Инопланетянина» Стивена Спилберга. Тем не менее серия судебных процессов (по разным источникам, он был запрещён в 50 странах мира, а экоактивисты долгое время угрожали режиссеру за убийство животных) надолго отбила у кинематографистов желание использовать прием «найденной пленки». Лишь в 1989 году американский независимый постановщик Дин Алиото снял хоррор «Инопланетное похищение» (другое название «Плёнка Макферсона»), в котором, по заветам Деодато, сымитировал «случайно» заснятых любительской камерой злобных пришельцев.