Что посмотреть
Последний богатырь. Наследие Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneP2WayUf8s
Обзоры

Почему большинство экранизаций манги Дзюндзи Ито провальные?

Мало какой японский мангака создал вокруг себя долгоиграющий бренд, известный по всему миру. Дзюндзи Ито — один из таких уникумов, чей экспрессивный визуальный стиль легко узнаваем. Жирно подведенные глаза героев, большое количество острых линий и штриховки, внимание к мельчайшим деталям — это яркие элементы визуальной поэзии Ито. Огромная часть рассказанных им историй — это короткие новеллы, передающие дух городских легенд и школьных страшилок, где подростки и молодые люди сталкиваются со сверхъестественными силами. В его каталоге есть многотомные произведения («Томи», «Спираль», «Рыба» и так далее), но почти всегда автор тяготеет к малому жанру. Казалось бы, именно короткие рассказы идеально подходят для сериальных адаптаций, тем не менее многие экранизации лишь огорчили и рассердили фанатов мангаки.

Добавить в закладки
Почему большинство экранизаций манги Дзюндзи Ито провальные?

Дешевизна анимации

Анимация работ Дзюнзи Ито — вызов для компании, потому что им предстоит не только оживить кадры, но и привнести в них цвет, придумать достойную автора цветовую палитру. С обоими пунктами периодически не справляется Studio Deen, дважды экранизировавшая хиты Ито: сначала для аниме-стриминга Crunchyroll «Дзюндзи Ито: Коллекция» в 2018 году, а потом в 2023-м — для Netflix «Дзюндзи Ито: Маньяк».

Кадр из анимационного сериала «Дзюндзи Ито: Маньяк»

Кадр из анимационного сериала «Дзюндзи Ито: Маньяк»

В случае экранизации произведений Дзюндзи Ито следование оригинальному стилю не придирка, а основная часть художественного воздействия манги Ито. Банально сложенные сюжеты, где человеческая психология будто бы упрощена до поведения школьника, а на деле скрывает фрейдистские рассуждения об Эросе и Танатосе, должны поддерживаться экспрессивным и динамическим изображением. Когда Дзюндзи Ито расписывает манги с самыми страшными эпизодами, то он следует не только логике, заставляющей уделить больше внимания важнейшим фрагментам произведения, но и художественной задаче. Обилие линий и деталей одновременно шокирует глаз и делает ужасные картинки более реалистичными по отношению к предыдущим фреймам. 

Кадр из анимационного сериала «Дзюндзи Ито: Коллекция»

Кадр из анимационного сериала «Дзюндзи Ито: Коллекция»

Поэтому дешевизна анимации так непоправимо бьет по зрительскому впечатлению, а 3D (которое можно увидеть, например, в новелле «Уважаемые предки» в сборнике «Дзюндзи Ито: Коллекция») несовместимо с рисованным изображением и лишь показывает, насколько сильно студия хотела сэкономить на труде художников. Постоянный недостаток рабочей силы — слабое место аниме-индустрии Японии, поэтому так велики надежды фанатов Ито, ждавших экранизацию «Спирали» (известной под оригинальным именем Uzumaki) с анонса 2019 года. С автором, у которого стиль имеет высочайшее значение, нельзя соглашаться на компромиссы.

Темп

Проблемы бюджетирования сказываются не только на проработке отдельных кадров, но и на темпе повествования. Если у студии мало денег и малый штат аниматоров, она будет использовать как можно больше кадров с диалогами и статичным изображением, сопровождаемым закадровым голосом. Именно в такие моменты сбивается темп повествования. Манга Дзюндзи Ито немногословна, она нацелена на быстрое чтение: автор чаще всего не томит читателя долгим саспенсом, а стремительно вываливает на него кровавое месиво и ужасающие детали чьей-то трансформации. Поэтому быстрый темп так важен, и, к сожалению, лишь в некоторых сериях студия Deen его выдерживает. В остальных она растягивает хронометраж диалогами и закадровым голосом, а потому любое чувство страха, основанного на ожидании, исчезает к кульминации.

Изменения сюжета 

Казалось бы, если оригинальный концепт крайне удачен, то менять его не надо — люди, ответственные за экранизацию Дзюндзи Ито, решили иначе. В аниме от студии Deen зрителя будет ждать неразбериха — многие серии не основаны на самостоятельных новеллах, а являются эпизодами одного цикла. Например, в сериале «Дзюндзи Ито: Маньяк» пятый эпизод разделен на две части, где первая — «Самозванец» — рассказывает о школьнике Ошикири, в своем странном доме он слышит незнакомые шаги. Когда к нему приходят друзья, они видят, как копия Ошикири закапывает тела их копий. Вне контекста жилище мальчика с очень «линчевскими» обоями и архитектурой выглядит чрезвычайно необычным и слишком броским — на деле «Нарушители» принадлежит к коллекции рассказов об Ошикири, который видит призраков и в чьем доме открыт портал в параллельный мир. Также глава «Самозванец» — третья по счету в сборнике, а потому у читателя манги не вызывают вопросов ни странное поведение парня — свидетеля разных кошмаров, ни архитектура пустынного здания с огромными потолками. Зритель аниме порой лишен возможности понять, как устроены миры Дзюнзи Ито. В экранизациях от студии Deen таких мелких, но важных недочетов в повествовании много.

Кадр из анимационного сериала «Спираль»

Кадр из анимационного сериала «Спираль»

Более радикальная ситуация с адаптацией манги «Рыба», среднеметражным фильмом, который анимировала студия Ufotable, известная по проекту «Истребитель демонов». В уже далеком 2012 году компания решила довольно сильно изменить сюжет «Рыбы», где на планету нападают передвигающиеся на механизмах морские существа, сделав главной героиней девушку Каори, хотя в манге повествование велось с точки зрения ее парня Тадаши. Такое решение может показаться профеминистским, так как режиссер проекта Такаюки Хирао превратил типичную «истеричку» в активного персонажа, определяющего своими действиями сюжет. На деле такие изменения — часть общей идеи по «ускорению» истории. У Ито действие до пятой главы происходит в деревне, где парень с девушкой сталкиваются с полчищами бегающих и воняющих рыб. Авторы фильма захотели добавить динамику между событиями, а потому разделили Каори и Тадаши и дали героине четкую цель: она должна найти своего любимого в городе, где царит полный хаос. Если бы сценаристы экранизации остановились только на этом, к ним было бы намного меньше вопросов, но они добавили в произведение Ито откровенно сексистские моменты. 

Кадр из анимационного фильма «Рыба»

Кадр из анимационного фильма «Рыба»

Во-первых, Каору отдыхает на море с подругами, одна из которых, Эрика, занимается сексом с двумя парнями. После этого, конечно же, именно Эрика становится жертвой странной болезни, распространяемой рыбами: она разбухает, покрывается прыщами и начинает из рта и заднего прохода испускать зловонный газ. Слатшейминг — типичный троп для фильмов ужасов, и почему-то авторы экранизации подумали, что без него не обойтись. 

Во-вторых, в одной из сцен манги Тадаши натыкается на ходячего осьминога, который хватает мужчину и кидает в бетонный колодец с роящимися рыбами. Аниматоры из сцены встречи с моллюском сделали сцену фансервиса и объективации, а потому животное обвивает щупальцами Каори вокруг причинных мест. 

Кадр из анимационного фильма «Рыба»

Кадр из анимационного фильма «Рыба»

Надо сказать, что творчество Дзюндзи Ито также не лишено мизогинии. Так, в его новеллах чаще всего главным героем является мужчина, а женщина выступает в роли монстра, убийцы, призрака и опасности — такой ракурс исходит из фрейдистской теории, где мужчина представляет женщин «иными», угрозами его «я». 

Тем не менее большинство протагонистов у Дзюндзи Ито похожи друг на друга и совсем не запоминаются (если не считать проказника Соичи), в отличие от демонических женщин, которые вошли в историю. Томи, модель Фути, Соседка и многие другие феминные существа — главные и самые интересные создания Дзюндзи Идо.

Текст: Дмитрий Елагин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?