К выходу в прокат фильма «Мысленный волк» — elevated-хоррора от Валерии Гай Германики и сценариста Юрия Арабова — вспоминаем, как развивались отношения отечественного кинематографа и жанра ужасов. Вкратце: не очень, но приятные исключения были.
Совсем недавно сайт IndieWire составил топ 100 лучших хорроров всех времён — и среди прочих в этот список попал советский «Вий». Экранизация одноимённой повести Николая Васильевича Гоголя, снятая в 1967 году режиссёрами-дебютантами Георгием Кропачёвым и Константином Ершовым, считается первым шагом советского кинематографа на территорию ужасов, и сразу, надо сказать, очень удачным. Народная эзотерика Гоголя здесь прекрасно связалась с изобретательными визуальными приёмами и впечатляющим бестиарием монстров — частично фольклорных, частично выдуманных самим писателем (и додуманных авторами картины). Сейчас «Вий» едва ли покажется кому-то страшным, но кинематографически он до сих пор впечатляет.
Перестроечный «Господин оформитель» — сценарий к которому писал (а точнее, адаптировал рассказ Александра Грина) сам Юрий Арабов, постоянный коллаборатор Александра Сокурова — обращается к вечному модернистскому конфликту человека и Бога. Его главный герой, художник Платон Андреевич, стремится уподобиться Всевышнему и хочет создать манекен настолько совершенный, что он буквально обретёт жизнь. В подобных мистических историях, как известно, стоит повнимательнее следить за своими желаниями, и вскоре Платон Андреевич узнаёт цену своего нахальства — манекен действительно оживает, а сам герой попадает в пучину экзистенциального кошмара. «Господин оформитель», одним из первых в нашем кино обратившийся к мистике, вполне мог стать началом новой жанровой волны, но, по мнению киноведа Михаила Трофименкова, «появился слишком рано», опередил своё время и, к сожалению, прошёл мимо массового зрителя.
Одним из первых российский писателей, обратившихся к готическим темам мистики, полуночных тварей и прочих мрачных субстанций, был Алексей Константинович Толстой. И неудивительно, что одними из первых кинохорроров были экранизации его произведений — конкретно «Семья вурдалаков» по его одноимённому рассказу и «Пьющие кровь» по повести «Упырь». Больший интерес у нас вызывает второй фильм: снятый Евгением Татарским со звездой «Соляриса» Донатасом Банионисом и Мариной Влади на центральных ролях.
«Пьющие кровь» рассказывает о дворянине князе Руневском, который на одном из балов узнаёт от странного седого человека способ отличить упырей от обычных людей. С удивлением князь обнаруживает, что на балу действительно присутствует нечисть — причём среди людей, с которыми ему придётся провести всё ближайшее время.
От толстовского «Упыря» — к постсоветскому. В разгар эпохи VHS, когда наши кинематографисты через одного пытались осмыслить западный жанровый опыт (давно уже устаревший, но они-то откуда знали), в их поисках, естественно, не могло не найтись места для фильмов ужасов. «Упырь» — пожалуй, самая талантливая попытка перенести хоррор в национальную эстетику, бандитский хронотоп конца 90-х, где, как известно, и без всяких монстров людей губили только так. Здесь молодого Алексея Серебрякова, играющего охотника на вампиров, вызывает как раз криминальный авторитет: разборки в их маленьком городке поставило на паузу внезапное нашествие нечисти.
«Змеиный источник» носит громкое звание «первого российского психологического триллера» — можно, наверное, с этим поспорить, но допустим. В своём режиссёрском дебюте Николай Лебедев намечает те авторские черты, которые позже позволят ему снимать гиперуспешные зрительские картины вроде «Легенды № 17» и «Экипажа». Здесь он, так же как и в своих наиболее громких работах, умело орудует голливудским жанровым каноном, полностью подчиняясь ему, но не скатываясь в откровенное копирование и плагиат. «Змеиный источник» — в целом совершенно типичный триллер, не лучше и не хуже большинства представителей жанра, но для нашего кино уже это, безусловно, достижение.
С очень скромным по голливудским меркам бюджетом (да и по российским, прямо говоря, не огромным) Тимур Бекмамбетов смог снять главный отечественный блокбастер XXI века, который до сих пор вспоминают как пример того, что «мы, в общем-то, тоже можем». Перенасыщенный визуальным креативом (и продакт-плейсментом, но это ладно) «Ночной дозор» показывает нам причудливый готический мир, в котором очевидное влияние западных картин о вампирах совсем не мешает национальному колориту. Наверное, именно поэтому фильм не только стал абсолютным хитом в России, но и получил определённое признание за рубежом — зрителей подкупила его низкобюджетная неряшливость вкупе с искрящимся и абсолютно искренним желанием снять весело, масштабно и круто. Отдельное спасибо за старт карьеры Константина Хабенского и великую заглавную песню.