Человек и искусственный разум состязаются, у кого из них тяжелее протекает синдром «яжмать». Внимание, в рецензии есть спойлеры!
После глобального вымирания робот в тайном бункере решает задачу заселения земли заново. Машина по имени Мать создает из пробирки девочку и воспитывает ее с очень конкретными задачами и целями. Но когда Дочь (Клара Ругор) становится подростком, ее начинает интересовать мир за пределами бункера. Именно в это время снаружи в бункер прорывается Женщина (Хилари Свонк). Она тяжело ранена и нуждается в медицинской помощи, но окажут ли ей помощь Дочь и Мать?
Фильмы о том, кто несет больший вред для Земли, люди или роботы, давно уже выделились в отдельный жанр — от «Метрополиса» до «Матрицы». В этом году должны выйти десять фильмов об искусственном разуме — в том числе и продолжение «Терминатора», одного из самых известных высказываний по теме. Режиссер-дебютант Грант Спуторе очень хорошо понимает, что едет по проторенному пути, но все равно не спешит нажимать на педаль акселератора. «Дитя робота» разыгрывает свои три акта неторопливо, большую часть времени не выходя из одного помещения. Когда в начале фильма девочка и робот-мать ведут диспут о моральных дилеммах выбора и обсуждают труды Иммануила Канта, становится понятно, что перед нами образец умничающей, медитативной научной фантастики.
Интересная аллегория рождается в этом независимом сайфае, когда его авторы следуют мысли философа Ника Бострома о том, что искусственный интеллект может привести человечество к апокалипсису из лучших побуждений, слишком буквально поняв поставленную перед ним задачу. Здесь примечателен выбор темы материнства чисто мужского тандема создателей, режиссера и сценариста. Все три персонажа картины, чье оригинальное название, «Я – мать», рифмуется с названием фантастики «Я, робот» Алекса Пройаса — женского пола. Дочь, заподозрив Мать в пагубной утилитаристской позиции, пытается вырваться из-под ее жесткого контроля с помощью Женщины, материнской фигуры и воплощения человеческого фактора в фильме. Но возможное появление младшего брата пробуждает материнские инстинкты и в самой Дочери, после чего конфликт мирным путем уже неразрешим. Под видом традиционного сайфая нам подаются мужские страхи перед матерью, контролирующей каждый шаг, размышления о материнстве, приводящим к разрушениям и ставится знак равенства между женщинами и роботами в их запрограммированности. Ключевую фразу в фильме произносит персонаж Хилари Свонк, утверждающая, что видела, как роботы пытали детей.
Этот реакционный и сомнительный месседж фильма контрастирует с его дизайном — стерильные, выхолощенные интерьеры бункера в духе Стэнли Кубрика, плавные наезды камеры, наконец, массивный экзоскелет Матери, напоминающий росатомовского робота Алешу. Но эти технологические достижения не способны скрыть очень небольшое количество вопросов, которые могут поставить перед нами создатели фильма. На самом деле, вопрос лишь один: почему девочка, воспитывающаяся в отдаленном будущем в полной изоляции, питает такую любовь к ТВ-токшоу с актерами-комиками восьмидесятых вроде Стива Мартина и Вупи Голдберг?
С 20 июня в кино.