И вот настал тот день. В прокат выходит лента, которая сталкивает лбами двух самых популярных героев комиксов – Бэтмена и Супермена. Это сиквел «Человека из стали» и трамплин для вселенной DC
Впрочем, такого сиквела могло и не быть. «Ворнеры» не планировали изначально так ускорять процесс созыва Лиги справедливости, но киноворотилам же не терпится срубить миллиарда полтора на, как выражаются в WB, фильме-событии с участием десятка супергероев и суперзлодеев. Изначально предполагалось, что Человек из стали, свернув шею Зоду, столкнется с Металло, эдаким «дисишным» аналогом терминатора.
Но посмотрев на то, какой большой лопатой гребут деньги ребята из Disney во главе с Джоссом Уидоном и Кевином Файги, в DC почесали затылок. Металло канул в Лету, а на его место пришли Бэтмен, Лекс Лютер и Чудо-женщина. Надо призывать тяжелую артиллерию, надо быстренько собрать Лигу справедливости, но прежде заставить осиротевших Кларка Кента и Брюса Уэйна сойтись на поле брани.
Подраться наши сиротки могли еще в начале двухтысячных. Тогда сценарист культового триллера «Семь» Эндрю Кевин Уокер питчил студии схватку Бэтса и Супса. Даже был вариант, что финальную версию сценария напишет оскароносный Акива Голдсман, а снимет сие творение режиссер «Трои» Вольфганг Петерсен. Задумывалось, что яблоком раздора станет Джокер. Вечно улыбающийся злодей должен был зарезать невесту Брюса Уэйна, предварительно спросив, чего это она такая серьезная. Бэтмен тогда бы слетел с катушек и ринулся бы убивать Джокера. Супермен, стоящий на почти пацифистских принципах, против убийств. Вот тут между ними кошка бы и пробежала. Этот сценарий мы никогда уже не увидим.
Зато увидим, как люди бастуют против богоподобного уроженца Криптона, сила которого бесконтрольна. Вдобавок власти еще подсчитывают количестве нулей в цифре, отражающей ущерб от бойни с Зодом в Метрополисе. Одним из пострадавших числится Брюс Уэйн и его компания, поэтому Бэтмен призовет Человека из стали к ответу. Да начнется величайший гладиаторский поединок в истории!
Бойня вышла действительно эпичной, но… именно этих оговорок, начинающихся с «но», очень много. Нет пункта, по которому критики в большинстве своем сошлись бы (разве что Гадот может претендовать на положительное единодушие по отношению к своей персоне). Досталось всем – сценаристу, актерам, режиссеру и остальным.
«Не было в последние годы крупного блокбастера, который отличался бы еще более несвязной структурой. “Бэтмен против Супермена”, кажется, не заинтересован в том, чтобы рассказать историю с толком и расстановкой», – сожалеет Робби Коллин (Robbie Collin/The Telegraph).
Откуда взялась несвязность, мы все с вами понимаем. Нужно же представить новичков геройского и злодейского цехов. Тут вам и уже упомянутая Троица, и Флэш, и Киборг, и Аквамен, и Думсдэй, и KG Beast, и еще пара-тройка побочных дворецких да телохранительниц. Естественно, во всей этой толпе «зайцев» ни за одним не угонишься. Это еще не появились Джокер и Загадочник, хотя их камео рассматривались.
«Есть в фильме моменты, которые делают все это предприятие стоящим, да и новый Бэтмен интригует. Но все же это скомканный и слабый с точки зрения повествования фильм, плюс несколько шуток явно прошли мимо», – пишет носитель истинно британского юмора Ник ДеСэмлиен (Nick DeSemlyen/Empire).
К слову, о новом интригующем Бэтмене, Аффлек набрал почти 10 килограммов мышечной массы для фильма. Он начал качаться по два раза в день сразу же после того, как подписался на роль Бэтмена. Кавилл после «Человека из стали», правда, набрал еще больше, но это уже другая история. Со всей этой мышечной массой Аффлек управляется куда ловчее, чем Кристиан Бэйл у Кристофера Нолана. Бэтмен Зака Снайдера дерется эффектно и намного кинематографичнее.
«Снайдер заимствует боевой стиль из видеоигр Arkham Asylum – для не геймеров будет понятнее на собирательном образе из ниндзя и профессионального рестлера – и пропитывает Бэтмена ужасом “Темного рыцаря”, который наводил страх на уличных хулиганов», – описывает образ Человека-летучей мыши Расс Фишер (Russ Fischer/indieWire).
В целом Аффлек впечатлил многих. Что самое важное для самого актера, он впечатлил студию, подсунувшую ему контракт сразу на несколько фильмов. Однако довольны его работой остались не все.
«Персонаж Бэтмена мертвее, чем когда-либо. Символ ужаса, клеймящий преступников эмблемой летучей мыши или втыкающий нож в чью-то шею. Это не самый положительный Бэтмен, и Аффлек даже не дает намека на образ, который мог бы сделать Брюса привлекательным. Даже Клуни демонстрировал больше индивидуальности под маской», – считает Стив Персэлл (Steve Persall/Tampa Bay Times).
Неудивительно, что у нового Бэтмена нашлись хэйтеры, учитывая то, сколько народу смеялось, ругалось, поливало грязью студию, угрожало бойкотом и грозило «Ворнерам» анафемой за кастинг Бена Аффлека.
Куда удивительнее, что чаще других актеров в рецензиях доставалось Джесси Айзенбергу. Его Лекс Лютер получился чересчур эксцентричным, потому и получил по первое число.
«В роли страдающего манией величия технического магната, до смерти желающего опустить на колени супергероев, Айзенберг выглядит, будто мультяшный маньяк с нарушениями артикуляционной моторики. Он мог с таким же успехом надеть на шею медальон с мигающей неоновой вывеской “Безумный злодей”», – досадует Крис Нэшэвэти (Chris Nashawaty/Entertainment Weekly).
Еще удивительнее то (да, мы никак не перестаем даваться диву), что такой маэстро экшен-сцен, как Зак Снайдер, умудрился начудить с боями и спецэффектами.
«Этот супергеройский капустник Зака Снайдера скатывается в электризованную кашу компьютерных эффектов. Их так много, что любой эпизод кончается взрывом и языками пламени, бесконечными языками пламени. В результате мы получили изнуряющие два с половиной часа», – жалуется Кейт Мюир (Kate Muir/Times).
Продолжает тему спецэффектов Алонсо Дюральде (Alonso Duralde/The Wrap): «Армия специалистов по визуальным эффектам делает невозможное возможным, но во время одной из ключевых сцен Снайдер позволяет себе превратиться в Майкла Бэя. Он скатывается к визуальной какофонии, трудно разобраться, кто кого и куда бьет».
Если у вас создалось впечатление, что якобы критики только и делали, что раздавали оплеухи, то это не так. Примерно половина образов звучит в следующем ключе (Peter Travers/Rolling Stone): «Лучше, чем “Человек из стали”, но ниже планки, заданной нолановским “Темным рыцарем”. Тем не менее “На заре справедливости” – колосс, такое мечтает увидеть каждый читатель DC, то, как Бэтмен и Супермен надевают свои костюмы, а потом идут убивать».
Так или иначе, пусть даже вам не понравится фильм и вы выйдете из кинозала разочарованным, вас все равно будет греть мысль, что, возможно, режиссерская версия будут лучше, тем более что она с рейтингом R.
«Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» в прокате с 24 марта, режиссерская версия – когда весь мировой прокат подойдет к концу.