Долгожданное возвращение на Пандору.
В 2009 году космическая эпопея о синих пришельцах поражала воображение невероятной визуальной палитрой, била все рекорды массового проката и в целом выглядела как начало монструозной фантастической саги, которая станет достойным соперником для «Звездных войн», «Властелина колец» или того же «Гарри Поттера». Как выяснилось впоследствии, у режиссера «Аватара» Джеймса Кэмерона был свой план по захвату кинематографического мира, в котором фактор скорости, как и оправдание зрительских ожиданий, явно стоял где-то на предпоследнем месте. Спустя 13 лет то, что уже стало казаться бесконечно далекой мечтой, все-таки решило ворваться в мрачную реальность — история бравого морпеха Джейка Салли получила долгожданное продолжение.
С момента событий первого «Аватара» прошел добрый десяток лет. Джейк (Сэм Уортингтон), ставший новым предводителем народа на’ви, зажил счастливой семейной жизнью с Нейтири (Зои Салдана). У пары родилось трое детей — два мальчика и девочка. Семья Салли также усыновила ребенка покойной доктора Августин (Сигурни Уивер), который загадочным образом появился на свет уже после ее смерти. Как это часто бывает, счастье героев длилось недолго: убитый полковник Майлз Куоритч (Стивен Лэнг) перевоплотился в аватара и начал готовить новое нашествие на Пандору, на этот раз с целью раз и навсегда отомстить предателю Салли.
Важнейшим фактором в концепции второго «Аватара», как ни странно, стала его локация — события сиквела перенеслись с земной поверхности Пандоры на ее морское дно. Причем вода в «Аватаре» не только формирует общую картинку, но и акцентирует смысловую часть фильма, основанную на темах духовного поиска, цикличности жизни и энергетического баланса. Вода, как самая эзотерическая из мировых стихий, учит главных героев адаптироваться к бескрайнему механизму Вселенной не с помощью разумного осмысления, а посредством чувственного симбиотического переживания — полноценного единения с миром на уровне души и сердца. И если учесть тот факт, что сценарий нового «Аватара» был написан еще в первой декаде нулевых, то можно с уверенностью сказать, что Кэмерон в каком-то смысле заглянул в будущее и предопределил развитие общественно-культурных настроений на ближайшие годы. Сейчас, когда магический реализм набирает новую волну популярности, блокбастер об уходе от прагматического восприятия жизни к спиритическому кажется как никогда своевременным и актуальным.
Но, конечно, «Аватар» — это в первую очередь экшен, невероятный по масштабам приключенческий фильм с детализированной вселенной, где помимо на’ви теперь существуют и другие инопланетные народы с собственной древней культурой, богатейшей флорой и фауной, а также оригинальным языком, для освоения которого понадобится большая сноровка. На примере «Пути воды» можно увидеть, как сильно скакнули возможности технических эффектов за последние годы, а головокружительными полетами камеры постоянного оператора Кэмерона Рассела Карпентера и вовсе можно лишь раболепно восхищаться.
Путешествие на самое дно океана проходит без особых сюрпризов — кадров той самой Марианской впадины, ради которой режиссер рискнул здоровьем на целых пять секунд, нигде не видно, но это, возможно, и к лучшему. Присутствие чего-то привычно земного в этой совершенной в своей ирреальности картине кажется откровенно неправильным и даже греховным. Именно так воспринимаются и оголтелые белые захватчики под руководством полковника Куоритча, чьи империалистические замашки уже не кажутся такими карикатурными. Впрочем, сам персонаж полковника все еще далек от образа по-настоящему проработанного злодея, но его роль тут и не суть важна, а личностный рост главных героев требует большого хронометража.
При этом, несмотря на крайне высокий уровень патетики в диалогах, вымышленность событий и внеземные ландшафты, сюжет второго «Аватара» максимально апеллирует к современному человеческому сознанию, прохаживаясь по болевым точкам нашей истории, ведь за последние годы они стали лишь острее. Здесь есть и критика колониализма, которая работает гораздо лучше, чем у недавней «Черной пантеры», и переосмысление глобального миграционного кризиса, и явный призыв к отказу от черно-белого видения, делящего мир на «своих» и «чужих».