Рассказываем, каким получилось продолжение «Молодого папы» Паоло Соррентино, в котором Джуда Лоу заменили на Джона Малковича.
Первый публичный выход и проникновенная рождественская речь в Венеции закончились для самого молодого понтифика в истории на удивление плохо: Ленни Белардо, он же Пий XIII (Джуд Лоу), увидел пару, которая выглядит как его предполагаемые родители, и упал в обморок. Тот, в свою очередь, привел к коме — там Белардо и пребывает в начале второго сезона, пока кардиналы пытаются спешно спасти ситуацию. Титул понтифика предлагают Джону Брэнноксу (Джон Малкович) — вальяжному английскому аристократу с аккуратно подведенными глазами и удобными для Ватикана идеями о сохранении католицизма. Он сначала сомневается, но в итоге соглашается и берет имя Иоанн Павел III.
Идея снять продолжение «Молодого папы» всегда витала в воздухе — по крайней мере, так заявляют актеры и режиссер всех эпизодов Паоло Соррентино. Последний эпизод мини-сериала завершился на открытом и немного трусливом финале, который и правда оставил достаточно места для продолжения, однако Соррентино, кажется, снова попытался всех переиграть и вместо номинального второго сезона снял новый мини-сериал со старыми героями — собственно, на это намекает и название: должность та же, папа новый.
«Молодой папа» откровением не был, но предлагал темную и довольно абсурдную фантазию о том, как эгоцентрист-сирота с манией величия противостоял всему папскому институту, — довольно оригинальная история, в которой к тому же создатели пытались исследовать кризис веры и одиночество самого известного религиозного деятеля в мире. «Новый папа», напротив, далек от магистрального сюжета и даже условного деления героев на протагонистов и антагонистов: тот же папа в исполнении Джона Малковича интригует, но выглядит просто темной лошадкой со скрытыми амбициями и желаниями. Так же считают кардиналы, которые боятся, что вновь допустили ошибку.
Вообще нарратив в мини-сериале условен и второстепенен, как и в поздних фильмах Соррентино. Режиссеру важнее продемонстрировать красивые интерьеры соборов и плавные движения тел под динамичную поп-музыку, чем обдумывать диалоги и сюжет. Неудивительно, что сериал открывает новая заставка, в которой полуголые монахини танцуют на фоне неонового креста, а реплики напоминают пафосные цитаты из книг Паоло Коэльо — в этом Соррентино до сих пор нет равных. Даже радикальный жест — продемонстрировать на Венецианском кинофестивале второй и седьмой эпизоды (пересказав события 1-го, 2-6-го коротким роликом) — лишь подтверждает тот факт, что цельная история не так важна, как визуальная часть: смотри сериал хоть с конца, главное — радуйся Джуду Лоу, эпатажно гуляющему по пляжу в белоснежных плавках.
Впрочем, фанаты «Молодого папы» и творчества Соррентино в целом должны остаться довольны: пускай новый сериал стал чуточку проще и даже глупее, но все равно остается такой же очаровательной попыткой скрестить грехи, искушение и интриги с религией. Устоять перед «Новым папой» так же трудно, просто раньше сериал тяготел к удовольствию духовному, а теперь – только к чувственному.
Смотрите «Нового папу» в Амедиатеке с 11 января.