Студентка 5-го курса режиссёрского факультета (мастерская С.А.Соловьёва и В.Д.Рубинчика) Анна Меликян недавно вернулась с Миланского международного кинофестиваля, где была самой молодой участницей конкурса. Её первый фильм, вгиковская учебная работа "Полетели", получил сразу две награды "взрослого" конкурса короткометражных фильмов: приз фестиваля -- режиссёру за лучший фильм, и приз Ассоциации актёров -- исполнительнице главной роли Нелли Уваровой. Первый успех -- хороший повод для разговора о киношколе, об ощущении себя в кинематографической профессии, о фестивале.
С каким багажом Вы пришли на режиссёрский факультет?
До поступления во ВГИК я окончила два курса Гуманитарного института телевидения и радио, отделение режиссуры.
А почему ушли из института?
В ГИТРе я получила неплохую теоретическую подготовку. Там сильные преподаватели, в том числе и из ВГИКа. Но не хватало практики. Уж очень хотелось снимать…
А как быстро Вас допустили к камере во ВГИКе?
Мы с первого курса начали снимать кино. А это так важно – сразу себя попробовать.
А кроме этой ранней практической режиссуры, в чём существо подготовки в Вашей мастерской?
Никто не навязывает тебе своих вкусов. Ты изначально воспринимаешься мастерами как самостоятельный художник. Соловьев всегда говорит: "Мы собираемся, чтобы рассказать друг другу что-то новое".
Что же, на Ваш взгляд, самое главное Вы вынесли из киношколы?
Хотя я уже на последнем, дипломном курсе, но киношкола ещё не окончена. Наверное, я позднее найду ответ на Ваш вопрос, поработав. Сейчас для меня важно то, что я чувствую – ухожу из института совсем другим человеком.
Сделав два фильма – учебный и курсовой, поняли ли Вы, какими качествами, необходимыми кинорежиссёру, Вы обладаете, а какими нет?
Поняла, что могу организовать себя и других для работы над фильмом. А не хватает, пожалуй, жёсткости и наглости. Сейчас, когда приходится осваивать продюсерство, я особенно чувствую, как мне этого не хватает.
Вам интересен и этот вид деятельности в кино?
Вынуждена заниматься этим. Ищу деньги на дипломный фильм. Теперь это – дополнительные трудности режиссёрской профессии.
А как Вам кажется, это женская профессия, или нет? Вот Вы говорите, что жёсткости не хватает – мужского качества, а чем его замените?
Я знаю только, что это – тяжёлая профессия, физически, психологически. Отсутствие жёсткости я заменяю нежностью.
Отличный ответ. Может, действительно хорошо будет, если в так называемый режиссёрский генотип, т.е. необходимый свод качеств, войдёт и это чисто женское начало… Представьте себе, что по стечению обстоятельств Вы не сможете снимать. Чем тогда займетесь?
Думаю, что никогда не пропаду. Всегда найду чем заняться. Но даже подумать об этом страшно. Просто очень хочется снимать кино.
А допустим, поработать в документальном кино было бы интересно?
Мне интересно сочетание документального и игрового. В своей курсовой работе "До востребования" я использовала документальную стилистику. Фильм снят как цепь интервью.
Не так просто найти артистичных людей, включить в сюжет и сохранить их естественность… И где же Вы их нашли?
Везде. На улице, в кафе, в телевизионных передачах. Важно, чтобы они подходили к моей истории.
А истории кто придумывает и пишет? Мне помнится, что сценарий "Полетели" Вы сами написали?
Два первых фильма сняты по моим сценариям, а для дипломной работы я долго искала сценариста.
И каковы были принципы поиска?
Читала много сценариев, пыталась найти человека, близкого мне по вкусам, по интересам. Дипломный сценарий мы написали с Денисом Родиминым, выпускником мастерской Ю.Н.Арабова.
В фильме "Полетели" придуманная Вами история – романтичная, нежная, действительно какая-то полётная, и ее герои – подростки. Вам интересны именно юные персонажи?
Это история моего собственного детства. Я очень хотела её побыстрее снять, пока сама еще не очень далеко ушла от детства. Понимала, что позже я это уже не сниму. С детьми намного интересней. Но выбор персонажей зависит от найденной истории.
А диплом будет короткометражным?
Конечно.
Слышится сожаление по этому поводу. У нас нет традиции и культуры короткого метра, как, например, во Франции. По существу, его развивает только студенческое кино. А для Вас, победившей на "взрослом" короткометражном конкурсе, короткий метр – просто учебный формат или эстетическая форма, к которой, может быть, вернётесь?
Эстетическая форма, над которой работать, наверное, труднее. Но надо попробовать снять большое кино, чтоб понять, что же нравится больше.
Ваши впечатления о программе Миланского фестиваля? Как в неё вписался Ваш фильм?
Посмотрела много фильмов. Уровень программы был высокий, ведь в неё отобрали всего 34 фильма из тысячи присланных. Большинство фильмов – модные, циничные, жестокие. Мне казалось, что моя история будет наивной, может быть, даже смешной на их фоне. Но вышло наоборот – вся эта продвинутая альтернативная молодежь очень хорошо приняла мой фильм. Видимо, всем захотелось чего-то светлого и доброго, захотелось сказки.
Награды фестиваля в такой кинематографической стране как Италия, в городе, где родился Висконти, на мой взгляд, особенно дороги. А Вы любите итальянское кино?
Очень люблю фильмы неореалистов, люблю Феллини.
И что для Вас они – музей, прекрасное прошлое, или…?
Нет, живая основа современного кино. Ведь ничего нового по сравнению с тем, что они открыли, уже не открыть.
А в чём тогда возможность сказать своё слово в искусстве?
Новизна моего слова – во мне самой. То, что я скажу, могу сказать только я. Ведь на самом деле интересен именно ты со своими мелкими проблемами, а вовсе не все мироздание в целом. Кажется, Оскар Уайльд говорил, что искусство – это зеркало, которое отражает того, кто в него заглядывает.
Вспоминая праздник фестиваля, с его наградами, интервью, фоторепортёрами, Аня назвала его приятной игрой, из которой, к сожалению, нужно возвращаться домой и думать, что же делать дальше. Я могу пожелать ей сохранить это чувство молодой свободы и – быть востребованной, интересной.