В честь юбилея вспоминаем фантастический боевик Пола Верховена, который вышел в кинотеатрах в июле 1987 года, но до сих пор будоражит зрителей.
Культовый боевик Пола Верховена признали классикой не только за его олдскульную энергетику и первоклассный экшен. В формулу обычного фантастического развлечения Верховен вшил антикорпоративную критику: он обрушивается на технологических гигантов, которые исподволь захватывают власть в мире, где капитал и политическое господство сплетаются в нерасторжимое целое. Omni Corporation — компания, ответственная в том числе за создание робота-полицейского, обслуживает интересы как частного бизнеса, так и государственного сектора, поставляя высокотехнологичные девайсы.
Верховен — первостатейный сатирик, который неоднократно критиковал галерею американских ценностей. В «Робокопе» режиссер ударил в самое ядро капиталистической Америки, показав, как военная промышленность и большие деньги создают опасный полицейский режим, в котором технократы занимают ту же роль, что и преступная шпана Детройта.
Немаловажно, что в сюжете о кризисе постиндустриального общества Верховен не отходит от религиозно-символической образности — режиссер рассказывает старый добрый иудео-христианский миф о воскрешении из мертвых, о бессмертии души и бренности телесного существования. Расстрелянный (а если быть точнее — распятый) офицер полиции Алекс Мерфи иконографически повторяет смерть Христа: трагическая гибель, последующее воскрешение в стальном корпусе и даже эпизод с хождением по воде, в котором молниеносно узнается западноевропейский сюжет.
К футуристическому полицейскому постепенно возвращается память — даже в новом теле, в существовании после смерти, Мерфи осмысляет мир и узнает себя. Этот момент не менее важен в евангелическом символизме фильма, который переизобретает мифологему о бессмертии души в дистопическом антураже.
Одна из главных находок «Робокопа» — изобретательный состав супервайзеров по спецэффектам, куда входили Роб Боттин и Фил Типпетт. Мастера не поскупились на жесткость и брутальность, насытив фильм кровавым ультранасилием и жуткими мутациями (вспомните лишь сцену с героем Пола МакКрейна, у которого на ходу плавилась кожа). Многострадальный образ робота-полицейского, над которым потел Боттин, а также футуристическая модель ED-209, созданная Типпеттом, — все это можно смело вносить в золотой фонд кинофантастики, а их авторов — в гениев аналоговых спецэффектов. Холодный дизайн картины усилен образом города, в частности штаб-квартирой OCP с безликой футуристической архитектурой. Все эти гнетущие представления о кризисе промышленного Детройта и его вырождения в технократию кажутся тревожными даже спустя 35 лет.
В 80-х годах Голливуд уверенно держал моду на немногословных, брутальных супергероев. Робокоп — результат творческого синтеза, персонаж с исходными данными лучших вестернов и полицейских боевиков. Он непримирим к преступному произволу, как Грязный Гарри Клинта Иствуда, а высокотехнологичный пистолет из кобуры достает так, как делали эмблематические герои вестернов (в первую очередь тот же самый Клинт Иствуд из «долларовой трилогии»).
Робокоп утвердил за полицейским образ сурового блюстителя закона — бескомпромиссного стража, который в представлении органов правопорядка должен быть не столько человеком, сколько запрограммированной машиной (здесь недалеко до тоталитарного общества контроля и механизации). Это открыло новое, более мрачное видение на полицейский сюжет в кино, особенно на фоне тех веселых служителей закона, которых мы знали, допустим, по «Полицейской академии».
Робокоп — уникальный персонаж еще и потому, что своим экранным появлением опередил жизнь на страницах комиксов. История героя Питера Уэллера продолжилась в области графической литературы, нарушив известную причинно-следственную связь «сначала комикс, потом фильм». «Робокоп» произвел взрыв, когда вывел на экран рыцаря в громоздких хромированных доспехах, а Верховен, в свою очередь, так тонко прочувствовал героический сюжет, что именно фильм 1987 года стал основой для появления Робокопа в разных медиареальностях — комиксах, игрушках, романах, мультсериалах и видеоиграх.
«Робокопа» без стеснения называют лучшим фантастическим фильмом со времен «Метрополиса» Фрица Ланга, в котором созданы не только образы механизированного будущего, но и универсальная модель для последующих воплощений в жанре антиутопии. Впрочем, для Верховена «Робокоп» стал началом негласной трилогии, в которой поднимались вопросы зловещей изнанки технократии. Туда вошли приключенческий боевик «Вспомнить все» и сатирический «Звездный десант», где голландский автор тоже с иронией прошелся по американскому милитаризму.