Выполненные в лучших традициях советского детского кино «Опасные каникулы» несколько напрягают излишней политизированностью, но радуют пейзажами, узнаваемыми лицами и приятной атмосферой приключений
Выполненные в лучших традициях советского детского кино «Опасные каникулы» несколько напрягают излишней политизированностью, но радуют пейзажами, узнаваемыми лицами и приятной атмосферой приключений.
Выросший в Москве пятиклассник Сережка на лето отправляется с родителями в Крым. Пока отец занимается проектированием гидроузла, мальчик знакомится с окрестными соседями и вместе с новыми друзьями пускается на поиск сокровищ, однако исследование прибрежных пещер затягивает детей не в мир пиратских кладов, а в современное противостояние спецслужб. Ребята оказываются втянуты в опасную игру разведок и киллеров, где от них потребуется смелость, самоотверженность и верность дружбе.
Режиссер, продюсер и актер Станислав Говорухин оставил в истории отечественного кино такой след, что даже одно его упоминание в связи с новым проектом автоматически придает будущему релизу вес. Особенно важно было это для картины «Опасные каникулы», снимаемой силами творческой группы «Вертикаль», которую возглавляет Говорухин, ведь это детский фильм, рассчитанный на подрастающее поколение. Что ж, авторам фильма удалось не все, на что они наверняка рассчитывали, но «Каникулы» получились увлекательными и достаточно близкими по духу старым советским фильмам для детей о дружбе, смелости и справедливости.
Прежде всего, хочется отметить, что, в отличие от многих других попыток снимать детское кино, «Опасные каникулы» адресованы именно юному зрителю, тем, кто перемахнул десятилетие и мечтает о приключениях, опасностях, морских путешествиях, ловле шпионов и помощи полиции в раскрытии преступлений. Разумеется, в фильме чувствуется четкий ностальгический посыл не просто для родителей нынешних пятиклассников, а для их бабушек и дедушек: тут и российский Крым, и панцирные койки, как единственно возможное место отдыха, и мороженое в жутких железных вазочках, и даже участковый на мотоцикле с коляской. Порой можно подумать, что фильм рассказывает не о 2016-м, а о 1976-м. Но акцент на детях делает все эти «пасхалки» не важными, история по-настоящему увлекает.
Сценарий картины основан на книге «детективщицы» Татьяны Устиновой, и уверенная подложка сразу ощущается. Конечно, на замысловатый криминальный триллер сюжет не тянет, но такой цели и не было, была задумка увлечь юных зрителей в атмосферу загадки, опасности и заставить поверить в реальность происходящего. Из этого почти все удалось на высшем уровне: Сережа оказывается в непривычной обстановке, где все ему кажется подозрительным, новые друзья Кира и Росомаха увлекают необычным времяпрепровождением, параллельно развивающаяся линия с покушением на принца не слишком утомляет и не грузит необязательными для детей подробностями. Картина выдерживает тот баланс, когда фильм уверенно держит внимание детей, не скатываясь в банальность и откровенное баловство.
Скептикам, которые ни за что не поверят в злодея, приезжающего в Крым для покушения на арабского наследника престола, в снайперскую винтовку, выточенную из рамы велосипеда, в доблестных ГРУшников, прикрывающихся монтажниками оптоволоконных сетей, на сеансе такого фильма делать нечего, тем более что все это лишь «мишура», обрамляющая фокус на главном объекте – ребенке с его жаждой приключений. А Сережа получился именно таким героем, которыми все мы восхищались в детстве. В нем есть ум и смелость, он почитает старших, но и готов отстаивать свое мнение, ему по плечу любые преграды, ведь он умеет дружить и готов к подвигам.
Энергичная режиссура Ольги Беляевой, узнаваемые лица в кадре, великолепные пейзажи южного берега Крыма делают «Опасные каникулы» как минимум приятным зрелищем даже в отрыве от основного сюжета. А если вы сможете мысленно погрузиться в заботы и мировоззрение 12-леток, то наверняка получите от просмотра удовольствие. Фильм не лишен технических огрехов (карта действий регулярно «промахивается», а в сцене «Рыбу я есть не буду» в тарелке мальчика совершенно отчетливо просматривается куриная голень), но за возрождение духа детства ему можно простить многое. Пока это не «Бронзовая птица», не «Крош» и не «Электроник», но очень хорошая попытка дотянуться до лучших. Стремление, заслуживающее похвалы.
С 27 октября в кино.