Собрание трагикомических зарисовок из жизни в Нью-Йорке колоритных эмигрантов из России и Армении
Собрание трагикомических зарисовок из жизни в Нью-Йорке колоритных эмигрантов из России и Армении
Армянский продавец ковров Бабкен (Карен Карагулян) живет с семьей в Нью-Йорке и иногда снимается в кино. Роли в артхаусных лентах приносят ему премии, но не приносят денег, и потому мужчина, воспитывающий троих детей, балансирует на грани банкротства. Тем временем родственник Бабкена Гамлет (Ара Воланд) ищет себя в городском гей-сообществе и скрывает от родных, что любит одеваться женщиной, а живущая неподалеку от армян русская красавица Саша (Ольга Дыховичная) заботится о пожилой соседке Марье Ивановне и пытается удержаться на плаву без денег своего бывшего любовника-режиссера Джонни (Эдвард Бейкер-Дьюли), которого она бросила, потому что он отказался уходить от жены.
Постоянно живущая в России, но получившая профессиональное образование и первый опыт работы в Нью-Йорке постановщица Ангелина Никонова прославилась в узких кругах в 2011 году, когда сняла на фотоаппарат с функцией записи видео микробюджетную драму «Портрет в сумерках» (лента удостоилась операторского приза на Кинотавре и нескольких Гран-при на международных кинофестивалях).
Вторая лента Никоновой также снята на профессиональную «зеркалку», теперь уже не Canon, а Nikon. Но это куда более амбициозная картина, с множеством действующих лиц и съемками на улицах Нью-Йорка. Также «Велком Хом» (то есть Welcome Home, «Добро пожаловать домой») – трагикомедия, у которой есть начало и конец, но нет кульминации. То есть нет сцен, в которых сюжетная температура достигала бы точки кипения. Вместо этого на всем протяжении фильма температура примерно одинаково теплая, с небольшими колебаниями то в одну, то в другую сторону.
Почему так? Потому что по сути своей «Велком Хом» – не антология историй об эмигрантах из бывшего СССР, а набор колоритных портретов, почти наверняка подсмотренных с натуры. Портрет же не должен был особенно драматичным. Ему достаточно создать у зрителей представление о том, чем живет герой портрета. И с этой задачей «Велком Хом» вполне справляется, с юмором и вниманием к деталям живописуя жизнь и переживания то одного, то другого «понаехавшего». Конечно, смотрится такое кино не столь увлекательно, как обычные драмы. Но смотреть его все же интересно, потому что его герои достаточно ярки и занимательны.
Особенно впечатляет центральный персонаж фильма – слегка похожий на Аль Пачино армянин, который никак не может нащупать равновесие между своими амбициями и обязанностями мужа и отца. Из всех героев ленты Бабкен – самый обаятельный и самый ответственный, и потому его злоключения и триумфы вызывают наибольшее сочувствие. Плюс Бабкена окружает шумная родня, и их совместные приключения – например, попытка купить и зарезать барашка для семейного торжества – не раз обеспечивают ленте уморительные ситуации.
Гамлет, с другой стороны, как персонаж целиком выстроен вокруг его ориентации и страха перед тем, что близкие узнают, чем он занимается в гей-клубах. Это герой не столько для нас, сколько для западных фестивалей, где на подобных персонажей реагируют, как кошки на валерьянку.
В свою очередь, Саша с ее метаниями между любовником и самостоятельной жизнью вызывает скорее жалость, чем сочувствие, хотя Ольга Дыховичная отчасти компенсирует это своей привлекательностью, а сама героиня – своей предприимчивостью. Не каждая женщина догадается ходить на собрания анонимных алкоголиков, чтобы совершенствоваться в английском языке!
Наконец, старушка Мария Ивановна, которой Саша помогает, провоцирует лишь одно чувство – недоумение. Что она, едва понимающая английский, читающая «Экспресс-газету» и плюющаяся при виде американского «непотребства», забыла в Нью-Йорке? Убирать в туалете можно было и в России… Но, конечно, и такие эмигрантки достойны внимания. И хотя у нее из всех основных героев ленты меньше всего времени, с ней связаны самые нелепые и самые смешные сцены. Что плохо для жизни, то отлично для трагикомедии!