Состоялась премьера фольклорного фильма "ДМБ"
"ДМБ", фильм Романа Качанова, ухитряется не только насмешить зрителя, но и вернуть ему стихийный оптимизм, который живет в человеке вопреки всякой логике.В первую очередь – потому, что он основан на фольклоре, штуке оптимистичной изначально. Фольклор армейский, принадлежащий уже новому времени дедовщины и повальной эпидемии энуреза у тех, кто хочет от армии откосить. Но "в армии без солдата абсурд и коррупция" – глубокомысленно говорят в фильме. И конструируют из соленых солдатских шуточек, легенд и куплетов не жизнь армии и уж никак не ее быт – а ее мироощущение. И возникает тот самый стихийный оптимизм. Частично это оптимизм юности, частично – как сказано у Вайнеров, "лекарство против страха". Против мифологического армейского стресса и дембелизации-дебилизации. Этот оптимизм вырабатывается организмом, как адреналин, и позволяет пережить хоть революцию, хоть войну, хоть наши сугубо мирные Вооруженные силы. "Отсюда родина диктует свою непреклонную волю всему мировому сообществу", – говорит в фильме дикий прапор, у входа на секретный объект наступив на собачью какашку.
Предмет, достойный отдельного художественного исследования. Я имею в виду оптимизм, а не какашку.
У Гоголя – учат в школе – положительным героем выступает смех. Я бы присовокупил к числу положительных героев такое неопределенное качество, как талант автора. Не сравниваю с Гоголем, но талант точно есть в этой картине, общение с ним как раз и поднимает настроение. Здесь точное попадание стебного дара сценариста Ивана Охлобыстина в стебную же природу солдатских хохм. Слились в экстазе и дали плод ядреный и сочный. Он напоминал бы тот, что обильно колосился в дилогии Рогожкина про национальные особенности, – природа в обоих случаях фольклорная. Но есть разница. Рогожкин тупо долдонит старую песню про отдельность России и ее экзотические нравы, причем цивилизованный и быстро дичающий финн оттеняет мазохизм общего пейзажа. Для Качанова с Охлобыстиным в нравах российской армии нет никакой отдельности и особенности, и я представляю, с каким пониманием смотрели бы их комедию где-нибудь в казармах Техаса. То есть они не ищут, подобно беспечному капитану Куку, экзотику российских аборигенов, а наслаждаются общением с коллективным гением по имени народ.