Сегодня состоялась церемония вручения премии «Оскар» — традиционный финал наградного киносезона. С лауреатами и номинантами можно ознакомиться здесь. Нам же остается только почесать затылок и сделать несколько выводов о церемонии.
Церемония прошла предсказуемо: академия раздала статуэтки без сюрпризов. Зайдите на любой прогноз, вышедший в течение последней недели, и вы увидите, что результаты совпадают на 90%+. Вообще, с «Оскарами» возникает парадокс: если бы академия решила удивить зрителей (вспомните прошлогоднюю победу Энтони Хопкинса), то все равно была бы раскритикована. Дело здесь не в лицемерии, а в том, что церемония проходит довольно поздно — за три месяца вручения наград меньшего ранга свыкаешься с фаворитами, поэтому итоговое событие сезона уже не вызывает должных эмоций. Если бы оно состоялось, например, в январе, когда мы еще не привыкли видеть «Дюну» и имена Джейн Кэмпион и Уилла Смита в списке лауреатов, то их победы точно воспринимались бы иначе.
Одновременно и шокирующим, и предвиденным выглядит триумф скромной инди-драмы «CODA: ребенок глухих родителей». Казалось, что «Власть пса» и Netflix уже не упустят главный «Оскар», хоть за последний месяц антивестерн и проигнорировали важнейшие премии Гильдий актеров и продюсеров, по которым обычно определяют фаворита категории. «CODA: ребенок глухих родителей» установила сразу несколько рекордов: впервые главную статуэтку получил фильм с кинофестиваля «Сандэнс» и проект стримингового сервиса. Netflix мечтал об этом последние 5-6 лет, Apple TV+ добились желанного результата на третий год существования. Кроме того, у ленты не было номинаций за режиссуру и монтаж, а ведь раньше они казались важнейшими критериями для победы.
Кажется, за эти важные для индустрии рекорды будут помнить фильм и его (не)ожиданную победу.
Вопросы к грядущему «Оскару» начались за несколько месяцев до церемонии: организаторы объявили, что не покажут в прямом эфире вручение статуэток в восьми категориях, в том числе важнейших — «лучший монтаж» и «лучший саундтрек». Причина очевидная — необходимо сократить хронометраж трансляции до удобных для телезрителей двух часов. Наивно полагать, что это хоть как-то скажется на качестве церемонии: нет, аудиторию снова ждали неудачные шутки, минимум креативных решений, утомительная пятиминутная реклама после каждой номинации и агрессивные намеки оркестра как можно скорее уйти со сцены. Возмутительно, например, пересматривать речь японского режиссера Рюсукэ Хамагути, которого начали выгонять через 30 секунд после вручения «Оскара» (категория «лучший иностранный фильм»). Голливудским актерам, например, разрешали болтать по несколько минут. Видимо, все идет к тому, что через пару лет организаторы оставят в трансляции только 8-10 основных категорий, выступления пятерки номинантов за «лучшую песню», небольшой слайд о вооруженном конфликте на другом конце света и нарезку In Memoriam.
Все, что касается технической и сценарной части, остается на непростительно низком уровне. Даже шутки о том, что церемония — на самом деле корпоратив для своих, уже не вызывают былой реакции. После такого ленивого междусобойчика нужно идти предъявлять претензии начальнику.
Церемония 2022 года должна была по традиции стереться из памяти уже через несколько часов, но случилось кое-что неожиданное: Уилл Смит возмутился шуткой Криса Рока об алопеции его жены, вышел на сцену и влепил ему смачную пощечину. Сначала было непонятно, является ли произошедшее постановкой, но после заявлений академии о том, что они выступают против насилия, стало ясно, что Смит действительно сорвался. Смешно, что во время наградной речи (актер получил первый «Оскар» за роль в фильме «Король Ричард») Смит попытался оправдаться тем, что он, как и герой картины, является ярым защитником семьи и вообще выступает за любовь. Надо ли говорить, что речь неиронично встретили стоячими аплодисментами?
Да, поступок будут еще долго обсуждать — критиковать Смита за насилие и оправдывать за «мужественность и отстаивание чести семьи», но намного важнее то, что благодаря инциденту о церемонии будут помнить. То же самое произошло пять лет назад, когда были перепутаны конверты, а главный «Оскар» на пару минут достался «Ла-Ла Лэнду». Мы вновь стали свидетелями исторического события, которое будет часто всплывать в медиа благодаря тому, что удар Смита уже стал шаблоном для мема. Хотя организаторам, очевидно, важнее, чтобы пощечина для начала спасла церемонию от очередного антирекорда по просмотрам.
Впрочем, это не единственный курьезный эпизод церемонии. Вновь отличились фанаты Зака Снайдера, которые не только помогли любимому режиссеру завоевать первый зрительский «Оскар» за «Армию мертвецов», но и выбрали через онлайн-голосование сцену с бегущим Флэшем из его «Лиги справедливости» «эпизодом мирового кинематографа, достойным наибольшего восхваления». Это очень смешно, учитывая то, что оба онлайн-голосования, будем честны, были созданы для побед продукции Marvel. Наконец, еще и потому, что в зале сидел глава Warner Bros. Тоби Эммерих — сообщается, что он был одним из тех, кто свернул работу Снайдера над его DC-вселенной.
Главный вывод остается неизменным последние три-четыре года: церемония продолжает терять статус важного культурного события. Раньше «Оскар» был большим праздником кино: зрители с интересом смотрели на красную ковровую дорожку, изучали наряды любимых звезд, наслаждались выдающейся постановкой номеров и самоироничными шутками ведущих, а главное — болели за любимые фильмы, до последнего не зная, кто унесет домой заветную статуэтку. От былого величия не осталось и следа, поэтому можно только восхищаться выдержкой и преданностью фанатов, которые ради трансляции не спят всю ночь. Остальные, благо, поняли, что с тем же успехом лучше с утра изучить наряды звезд на снимках, посмотреть нарезку «лучших» моментов церемонии и, наконец, пробежаться по списку предсказуемых лауреатов.