Почти полное фиаско Майкла Бэя в пятой серии «Трансформеров». Весь фильм – это несколько капель меда в бочке дегтя
После «Эпохи истребления» изобретатель Кейд Йегер (Марк Уолберг) создал тайное, незаконное убежище для преследуемых людьми роботов. Он ездит по местам сражения и находит сломанных или прячущихся трансформеров. Во время очередной вылазки Кейд обнаруживает не только ботов, но и 14-летнюю сироту Изабеллу (Изабела Монер), которая живет с трансформерами и умело их чинит. Тем временем злобные роботы придумывают очередной злодейский план, и Кейд улетает в Британию, где его ждет пожилой аристократ сэр Эдмунд (Энтони Хопкинс) – член тайного общества, с древних времен хранящего тайны перебравшихся на Землю трансформеров. Вместе с Кейдом сэр Эдмунд привлекает к спасению мира профессора Оскфорда Вивиан Уэмбли (Лора Хэддок), которая лучше всех разбирается в древней британской мифологии. Оказывается, что легенды о короле Артуре и чародее Мерлине тесно связаны с историей трансформеров.
Как распознать картину, которая вымучивалась, а не создавалась легко, с вдохновением? К сожалению, это нетрудно. Страдания творца, трудящегося без помощи музы, хорошо видны – особенно на фоне родственных, но вдохновенных фильмов. К «Последнему рыцарю» это относится в полной мере. Новый фильм из блокбастерной эпопеи «Трансформеры» заметно уступает даже своего предшественнику «Трансформеры: Эпоха истребления», который прежде считался худшим в цикле.
Да, к «Эпохе» можно было предъявить массу претензий. Но у этого фильма была душа. А еще у него были два повествования (человеческое и трансформерское), впечатляющие трюки на гонконгских высотках, безумное, но впечатляющее кульминационное явление роботов-динозавров… «Эпоху» было за что ругать, но и было за что хвалить. Что бы кто в то время ни писал.
«Последнего рыцаря» хвалить почти не за что. Несколько удачных шуток и гэгов в бочке комедийных провалов, привлекательные ведущие актеры (Уолберг и Хэддок), традиционно харизматичный Энтони Хопкинс, драйвовое действие, очень красивые новые суперкары… И все. На фильм длиной в 150 минут, который влетел в баснословную копеечку. Ни души, ни сердца – и масса разочарований, когда подвешенные «чеховские ружья» стреляют как детские пугачи.
Взять «человеческое» измерение фильма. В начале «Рыцаря» нас обстоятельно знакомят с Изабеллой, и кажется, что мы будем наблюдать ее всю картину. Но когда после завершения представления девочки Кейд отбывает в Англию, он не берет Изи с собой, и та выпадает из сюжета вплоть до финала, когда она совершает ровно один полезный поступок. Вместо Изабеллы Кейда сопровождает взрослая героиня Вивиан. Почему они не могли пережить приключения втроем, как герои «Индианы Джонса и Храма судьбы»? Возможно, Спилберг, который продолжает присматривать за «Трансформерами», цыкнул на сценаристов, начавших было у него списывать. И то, что могло быть постепенным и забавным превращением трех незнакомцев в крепкую семью, оборачивается унылым ромкомным взаимным подначиванием. Герои при этом ни капли не меняются – эталонный признак второсортного или неудачного голливудского кино.
Впрочем, Изи немного потеряла – приключений без ее участия у Кейда и Вивиан немного. Вроде бы, действие стремительно, и почти все время что-то происходит. Но если вдуматься, то окажется, что герои в основном выступают пассажирами, которых везут от точки А к точке Б, а дальше – к точке В. Ни разгадывания хитрых головоломок, ни особых поводов проявить смекалку и мужество. Зачем было делать Вивиан обладательницей нескольких научных степеней, если ее знания фильму не нужны? Контраст с «Индианой Джонсом» налицо, и он не в пользу фильма Бэя.
Это еще цветочки. Ягодки начинаются, когда присматриваешься к трансформерам. В фильме удивительно мало его фирменного экшена «робот против робота», и он в основном сосредоточен в концовке. При этом ни капли изобретательности в этом экшене, как и в любом другом в картине, нет. Банальные перестрелки со взрывами Майкла Бэя, ничего особенного и интересного. И никаких внезапных явлений диноботов.
А что же разрекламированный Оптимус Прайм, записавшийся в злодеи? Это, пожалуй, главное разочарование. Прайм участвует в картине куда меньше, чем Изи, и вся его линия зачинается и завершается за несколько минут. Улетел в космос, записался в злодеи, в конце фильма вернулся, быстренько подрался с Бамблби (опять же, без интересных моментов и безо всякого смакования, хотя сцена потенциально драматичнейшая)… И вся недолга. Вместо того чтобы быстро заявить бывшего героя как злодея и значительную часть фильма показывать Оптимуса в гневе, чтобы зрители предвкушали кульминацию, где эта проблема решится в напряженной схватке навроде поединка заглавных героев в «Бэтмене против Супермена». Если боялись реакции фанатов на Оптимуса-злодея, зачем вообще было заигрывать с этой идеей? Банкуешь – иди до конца!
И так далее. Куда ни ткни – повод для критики. От того, что в фильме, например, говорится об Артуре, у любого, кто хоть немного знает военную историю, уши отвалятся и отпадут. Конечно, Артур – это мифологический герой, и говорить о нем можно что угодно. Но если уж называешь конкретные исторические сражения и реальные народы, то не неси абсолютной чепухи, неправдоподобной даже в мифологическом контексте, не говоря уже о реальной истории.
В общем, денег вбухано много, всяческих эффектов полно, а похвастаться картине особенно нечем. Зря Бэя снова припахали к проекту. Лучше уж неопытный, но энергичный новичок, чем насмерть уставший от эпопеи профи, который ничего не может поделать со своей апатией.
С 22 июня в кино.