Рассказываем о крутых фильмах в жанре криминальной драмы – в котором и кроме «Крёстного отца» и «Славных парней» можно найти массу интересного.
Мартин Скорсезе – возможно, главный «гангстерский» режиссёр вообще, и из калейдоскопа его криминальных драм в этот список можно было засунуть почти любую: хоть «Славных парней», хоть «Казино», хоть недавних «Отступников» или «Ирландца». Но мы решили взять фильм, с которого всё и началось – откуда стартовал тот самый Скорсезе, одержимой маленькой Италией, эстетикой гангстерских разборок и залитых красным светом баров.
«Злые улицы» интересны ещё и тем, что по ним проще всего отследить, как устанавливался специфичный режиссёрский метод самого Скорсезе и в принципе всего Нового Голливуда. Это течение на первых порах вдохновлялось новой французской волной, и в «Злых улицах» это хорошо – иногда слишком хорошо – заметно. Все пижонские переглядывания Харви Кейтеля с его девушкой, намеренное нежелание следовать строгому нарративу, игра с разными форматами плёнки и ассоциативным монтажом: только здесь можно увидеть атавизмы скорсезевского стиля, позже ушедшие вместе со взрослением его метода.
Британец Майк Ньюэлл – режиссёр, мягко говоря, странноватый: среди его известных работ числятся как «Гарри Поттер и Кубок огня» и «Принц Персии», так и «Донни Браско» – один из заметнейших гангстерских фильмов конца 90-х. Он рассказывает о реальном агенте ФБР (Джонни Депп в удивительно тонкой и неэксцентричной для себя роли), который внедрился в нью-йоркскую мафию и, так уж получилось, эмоционально сблизился с одним из не самых важных её членов.
Этого члена мафии играет Аль Пачино – одна из, вероятно, лучших его ролей. Он здесь необыкновенно раним и чувствителен и, подобно Де Ниро в «Ирландце», визуально переживает уход своей эпохи, в которой он, потратив всю жизнь на гангстерские дела, так ни в чём и не преуспел. «Донни Браско» – кино довольно консервативное по форме и легко укладывающееся в жанровые шаблоны фильмов о внедрении в криминальные структуры. Но его финал с внезапной и неожиданной интонацией многое оправдывает.
У итальянца Маттео Гарроне, автора недавнего «Пиноккио», весьма своеобразный взгляд на криминальный мир. Что в его «Догмэне», что в культовой «Гоморре» мир неаполитанских бандитов показан с несвойственной для жанра прозаичностью. В местной мафиозной жизни мало романтики – никаких тебе кодексов, перестрелок и крёстных отцов. Только будничные проблемы криминальных элементов — маленьких, глупых и часто несчастных людей, уже не способных выбраться из опасной трясины.
Бразильский фильм-феномен, который ведущие журналы называли одной из лучших картин 2002 года, а фестивали по всему миру закидали наградами и номинациями различной важности. О «Городе Бога» писали как о новых «Славных парнях», и это очень хорошо его описывает – фильм о криминальном мире трущоб Рио-де-Жанейро, где подростки с малых лет участвуют в нарковойнах и прочих грязных криминальных делах, снят с чисто раннескорсезевским драйвом и нервом. К тому же все актёры в «Городе Бога» – непрофессионалы, а некоторые и правда выходцы из трущоб: они не играют, а живут в кадре, и эта неподдельная «жизнь» очень хорошо считывается по ту сторону экрана.
Не самый популярный фильм братьев Коэн, но он ничуть не хуже их самых известных работ. Гэбриел Бирн здесь играет ушлого криминального дельца, который прямо посреди бутлегерских разборок Америки 30-х пытается остановить враждующие банды от кровавых разборок, которые не очень выгодны лично ему. И впоследствии, как и все коэновские герои, запутывается в случайностях, событиях и лицах, подвергая свою шкуру вполне серьёзной угрозе.
С фирменной для авторов иронией – часто брошенной как бы вскользь – и их способностью визуально подстраивается под, кажется, любую эпоху, «Перекрёсток Миллера» – одна из самых крутых и обидно недооценённых гангстерских работ 90-х, спрятавшаяся за более яркими коллегами.
К слову, о яркости. «Проклятый путь» – кино чуть ли не обратное по методу «Перекрёстку» и той же «Гоморре». Это чисто формалистское кино, где простенький сюжет о мести – Том Хэнкс в роли ручного убийцы мафии мстит своему боссу за смерть семьи, параллельно защищая выжившего сына, – оборачивается настоящим стилистическим фейерверком с одними из самых взрывных образов, которые только может предложить современный film noir.
«Проклятый путь» снят по одноимённому комиксу, что очень хорошо заметно: Сэм Мендес здесь явно перенял этот графический тип мышления и снял кино, которое визуально рассказывает куда больше, чем словами.
Ещё одно жутко недооценённое кино от мастера недооценённого кино Эндрю Доминика, автора прекрасного «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса». «Ограбление казино» интересно как минимум тем, что не отправляет жанр в очередной раз куда-то в далёкое прошлое, а работает с гангстерской эстетикой из настоящего. Как и в «Роберте Форде», Доминика тут не интересует экшен, он глазами персонажа Брэда Питта показывает нам все перипетии и детали криминального мира, в лучших традициях слоубёрнов подводя к неминуемой развязке.