Изумительная российская психологическая драма о том, куда могут завести эротическая страсть и любовь к деньгам
Изумительная российская психологическая драма о том, куда могут завести эротическая страсть и любовь к деньгам.
Богатая московская семья покупает дом у моря. Благодаря этому Лера (Паулина Андреева), взрослая дочь семьи, знакомится со строителем Артемом (Пётр Фёдоров), которого нанял ее отец. Вскоре между молодыми людьми вспыхивает столь сильная страсть, что ее ничто не может потушить. Когда Лера возвращается в Москву, Артем следует за ней. Он не может выбросить девушку из головы даже после того, как та выходит замуж за отцовского партнера по бизнесу, а сам Артем женится на состоятельной москвичке. И прежде светлое чувство перерастает в сумрачную одержимость. Лера и Артем так хотят быть вместе, что они готовы идти по трупам.
Почему нашим продюсерам так трудно определить жанр своего кино? Мы уже не первый раз сталкиваемся с тем, что жанровое определение в пресс-релизе не соответствует тому, что мы видим на экране. Вот и с «Саранчой» незадача. Пресс-релиз обещает «эротический триллер», а на экране отнюдь не «Основной инстинкт». К счастью, это не значит, что Егор Баранов («Самоубийцы», «Соловей-разбойник») снял плохое кино. Просто для того, чтобы насладиться «Саранчой», не стоит ждать от нее стремительного криминального повествования.
Вместо клонирования «Основного инстинкта» и аналогичных постановок Баранов создал менее «зрительский», но куда более сложный и глубокий фильм. «Саранча» – это психологическая драма, которая на протяжении пяти лет прослеживает духовную эволюцию двух главных героев. Точнее, их духовную деградацию. Более всего авторов картины интересует Артем – провинциальный парень, который в начале «Саранчи» предстает идеальным героем-любовником. Мужественная внешность, интеллигентская начитанность, поэтический дар, мощный мотоцикл… Все при нем, кроме денег. И когда это становится камнем преткновения в отношениях Артема с Лерой, парень начинает меняться. Меняться во все более страшную сторону.
Подобные истории порой возлагают ответственность на большой город. Мол, приехал мальчик из глубинки в Москву, и мегаполис сожрал его с потрохами. «Саранча», к счастью, устроена тоньше. Москва и люди, с которыми парень общается, действительно влияют на Артема, но в основном он меняет себя сам. Он идет на поводу у своих страстей, принимает важные жизненные решения, пожинает их плоды… И все более ожесточается. Не потому что живет в жестоком мире, а потому что хочет быть жестоким, чтобы добиться того, на что он не имеет морального права.
Лера проходит аналогичный, но более короткий путь, поскольку делает свои первые шаги не на берегу моря, а в столице, в «элитном» кругу миллионеров. И, как и Артем, Лера сама выбирает свой маршрут. Родители пытаются на нее повлиять, но они ничего ей не навязывают. Поэтому то, что она начинает картину в судебном изоляторе (фильм снят как флешбэк-иллюстрация монолога героини перед адвокатом), – всецело ее вина. Мир не сломал ее. Лера позволила себе сломаться.
Столь существенные перемены происходят не сразу, и картина в течение двух экранных часов тщательно фиксирует все метания персонажей, все их внутренние изменения, все их пирровы победы и чудовищные промахи. Это неприятное зрелище с печальным финалом, но вдумчивого зрителя оно завораживает, как танец питона Каа перед бандерлогами. «Саранча» вызывает в памяти романы Достоевского и других классиков психологического реализма. До уровня мэтров фильм Баранова не дотягивает, но он не кажется рядом с ними карликом в обществе гигантов. Это сильное и впечатляющее психологическое исследование, детальный «портрет души в движении».
Почему же продюсеры определяют «Саранчу» как «эротический триллер»? Потому что ближе к концу фильма в нем появляются трупы, и потому что главные герои несколько раз занимаются сексом, который показан куда эротичнее, чем обычно в российском кино. Однако и то и другое – сюжетные производные от психологических завихрений героев, а не основное содержание картины. Как уже говорилось, это комплимент, а не критика. В «Саранче» нет крови ради крови и секса ради секса, и это замечательно. Но, называя такое кино «эротическим триллером», можно разочаровать зрителей, которые придут на «Основной инстинкт», а увидят размеренный, основательный фильм с минимумом экшена и откровенными, но короткими эротическими сценами без трэшевого смакования.
Мы не устаем отмечать, что в преимущественно разговорном кино огромная нагрузка ложится на ведущих актеров, и Федоров и Андреева доверие продюсеров оправдали. Особенно Федоров, которого по праву можно назвать одним из лучших артистов его поколения. А то и просто лучшим. Андреева нас убедила не во всех своих сценах (возможно, сказался меньший профессиональный опыт – это ее первая главная роль в кино), но в целом она с ролью справилась, и больших претензий у нас к ней нет. Столь же и даже более хороши Дмитрий Шевченко и Екатерина Волкова, сыгравшие соответственно мужа Леры и жену Артема. Отметим, что их персонажей легко было сделать омерзительными (эгоистичные миллионеры – любимые российские злодеи!), но вместо этого картина показала их сложными, страдающими и даже, пожалуй, симпатичными личностями. Особенно на фоне их разложившихся супругов. Олигарх как человек – для нашего кино это само по себе достижение!
Можно ли в «Саранче» к чему-нибудь всерьез придраться? Пожалуй, только к названию. В картине есть монолог, сравнивающий с саранчой все поколение главных героев. Мол, они пытаются сожрать то, что награбили люди поколения 1980-х и 1990-х. Но это обобщение нам кажется неоправданным. Фильм рассказывает не о конфликте поколений, а о противостоянии вполне конкретных, уникальных людей, которые для России и даже для Москвы отнюдь не типичны. Ничего плохого в этом нет – психологические штудии не требуют «типичного пациента». Но это еще один пример того, что, кажется, создатели «Саранчи» сами не до конца поняли, какое кино они сняли. Что ж, главное, что фильм удался на славу.
С 5 ноября в кино.