Пятый сериал Майка Флэнагана, завершающий его сотрудничество с Netflix.
Родерик Ашер (Брюс Гринвуд) — фармацевтический магнат, построивший вместе с сестрой Мэдлин (Мэри МакДоннелл) империю за счет производства опасных болеутоляющих. Долгие годы сотрудник федеральной прокуратуры Огюст Дюпен (Карл Ламбли) безуспешно пытается обнаружить слабые места Ашеров и посадить их на веки вечные, но снова и снова проигрывает семейному адвокату Артуру Пиму (Марк Хэмилл). Все меняется, когда многочисленные дети Родерика внезапно начинают умирать один за другим. После трагической гибели последнего Дюпен получает приглашение: если он придет в полуразрушенный дом близнецов Ашеров, то узнает всю правду об их преступлениях, получит долгожданное признание и выяснит, что случилось с детьми Родерика.
Обозначив финал, повествование возвращается в прошлое, в день большого семейного ужина почти две недели назад. Поводом для встречи стала неприятная новость: среди Ашеров завелся доносчик, который может разрушить корпорацию. Родерик приглашает детей за стол и объявляет начало игры — тот, кто выдаст «крота», получит круглую сумму и вечную любовь главы семейства. «Счастливой охоты!» — говорит герой Брюса Гринвуда, и кажется, будто в стенах огромного особняка сейчас начнется битва в духе «Я иду искать» Мэттью Беттинелли и Тайлера Джиллетта, а по коридорам будет бегать Самара Уивинг в белом платье. Но нет: брачные и внебрачные дети Родерика расходятся по домам, так и не решив загадку, а в скором времени они начинают по очереди повторять судьбу героев избранных произведений Эдгара Аллана По.
В основе нового сериала Майка Флэнагана не просто известные произведения По — в тело восьмисерийного проекта вплетен сам автор, со всеми прилагающимися к нему воронами, неверморами, легендами, домыслами и интерпретациями. Имя главной героини — анаграмма английского ворона (Raven-Verna), на янтарных витражах в баре, где герои отмечают начало 1980 года, изображены центральные персонажи произведений По, а номера домов — даты его рождения и смерти.
Взяв за основу готические мотивы, Флэнаган расширил конструкцию своими постоянными образами (большой страшный дом, едва заметные мрачные фигуры на заднем плане) и широко обсуждаемыми явлениями («Наследники», Саклеры и Purdue Pharma). Лучше всего по-прежнему работает один из самых эффектных визуальных приемов Флэнагана — вставка в угол кадра зловещей фигуры, которую никто не замечает. Жаль, правда, что на этот раз режиссер идет до конца и разряжает обстановку внезапным перемещением фигуры в центральную часть экрана, таким образом лишая ее ужаса, присущего неизведанному. Больший страх внушали, например, каменные статуи в «Призраке дома на холме», часто меняющие свое положение. Никто из героев не обращал на них внимания — замечали перемены разве что самые сосредоточенные зрители.
«Падение дома Ашеров» — это прежде всего бенефис постоянной актрисы Флэнагана Карлы Гуджино («Игра Джеральда», «Дети шпионов»). Словно Дени Лаван в «Корпорации “Святые моторы”», Гуджино в каждом эпизоде профессионально перевоплощается в самых разных персонажей. Владелица бара, неуловимая обольстительница, пациентка частной клиники, страдающая от проблем с сердцем, сотрудница охраны, отражение в зеркале — для нее не существует границ. Несмотря на то что каждый эпизод «Падения» становится личной историей смерти одного из Ашеров, героине Гуджино каким-то необъяснимым образом всегда удается переключать внимание на себя. У Генри Томаса, Кейт Сигел, Саманты Слойан, Т’Ниа Миллер, Сориян Сапкоты и Рахула Коли есть свои цветовые гаммы, тщательно продуманные и обставленные апартаменты, говорящие детали и предметы интерьера, но они все равно обречены оставаться в тени Гуджино.
На первый взгляд все члены семейства Ашеров — персонажи отрицательные, заслуживающие каждого мгновения предсмертных мучений, уготованных им по сюжету. Но чем ближе к финалу, тем тяжелее понять, как Флэнаган относится к своим героям. Самым противоречивым оказывается финальный разговор близнецов, во время которого Мэдлин пытается выговориться и объясниться. Оправдания злодеяний звучат настолько дико, что монолог начинает походить на речь сумасшедшего, искренне полагающего, что он посвятил себя благородному делу. Неужели выросшие в нищете Мэдлин и Родерик и правда всего лишь хотели вернуть то, что принадлежит им по праву рождения (компанию Fortunato Pharmaceuticals), и изменить мир с помощью маленькой опиоидной таблеточки, избавляющей от бесконечных головных и мышечных болей? Возможно. Но, как говорится, благими намерениями…
Преодолеть планку «Полуночной мессы» (кстати, единственного сериала Флэнагана, который был написан не по мотивам литературного первоисточника) и «Призрака дома на холме» режиссеру не удалось, но перепрыгнуть «Клуб полуночников» и «Призраков усадьбы Блай» — вполне. Среди всех проектов Флэнагана, созданных в партнерстве с Netflix, «Падение», кажется, готово занять достойное третье место. Завершив сериальную хоррор-антологию, Флэнаган покидает Netflix и переходит к Amazon Prime Video. Кто знает, может, он вернется к ранее отмененному из-за плохих сборов спин-оффу «Доктора сна», может, заинтересуется еще одним домом или очередной историей о большой семье, а может, и вовсе попробует что-то новое. Одно ясно наверняка: после такой плодотворной работы с Netflix Флэнагану вряд ли придется страдать от недостатка внимания.