Джеки Чан в свои почтенные 63 года намедни рассказал о том, что успешная франшиза «Час пик» в скором времени разродится четвертой частью. Нам даже обещают что-то новое в области сюжета: без контрабанды, фальшивых денег и наркотрафика
Гонконг – Лос-Анджелес. В один конец
Джеки Чан уже пробовал закрепиться в Америке: в конце 70-х у него были серьезные «терки» с режиссером и продюсером Ло Вэем. Свечку никто не держал, но поговаривают, что в годы безудержной юности Джеки не глядя подписал контракт и вынужден был пахать на дядю Вэя, который снимал, прямо скажем, не самые зажигательные картины. Когда (опять-таки по слухам) злобный Ло пустил по следу Чана триаду, молодой актер недолго думая навострил лыжи в США. Ситуацию урегулировал пользующийся влиянием Джимми Ван Юй, и в благодарность Джеки снялся для него в «Особом задании» (не поддающийся описанию густой трэш из разряда «так плохо, что хорошо») и «Острове огня» (внезапно беспощадная тюремная драма с элементами всего, что было модно тогда в Гонконге). Ни «Драка в Бэтл-Крик» от
Но годы шли, и постепенно фраза «фильм с Джеки Чаном» превратилась чуть ли не в отдельный поджанр: легкий комедийный боевик без брутальных убийств, зато с умопомрачительными трюками на грани человеческих возможностей и неудачными дублями на титрах. Китайского мастера снова стали зазывать в Голливуд, но Джеки все отнекивался: тут сценарий не таков, здесь все как-то жестоко и людей «гасят» почем зря, а про роль злодея вообще можете забыть – были уже «Убийцы-метеоры», спасибо, наигрался. Но вот появился «Час пик», который полностью соответствовал требованиям актера, плюс возможность закрепиться наконец в Голливуде. Именно благодаря фильму Рэтнера вышли впоследствии «Шанхайский полдень», «Смокинг» и прочие «Медальоны».
Пробки – 9 баллов
Забавно, но выражение «час пик», никоим образом не передающее концепцию картины, звучит лишь один раз за трилогию – как раз в первой части, – да и то отечественные переводчики его вырезали. По сюжету некие злодеи похищают дочь Хана, китайского консула в Лос-Анджелесе. Не очень доверяя специалистам из ФБР, консул вызывает из Гонконга топ-детектива – инспектора Ли. Спецы из бюро от такого поворота событий не в восторге, поэтому поручают бедовому офицеру полиции Джеймсу Картеру, от выходок которого стонет весь отдел, посюсюкаться с иностранным следователем: повозить его по городу, показать достопримечательности, главное – чтобы под ногами не путался. Как водится, все главные события разворачиваются вокруг Ли и Картера, которым еще предстоит сработаться, ведь китаец – честный полицейский до мозга костей, а Джеймс – прощелыга, у которого рот никогда не закрывается.
При беглом взгляде кажется, что «Час пик» – еще один полицейский бадди-муви, ориентированный на поклонников «Смертельного оружия» и «48 часов». Все немного сложнее: фильм Рэтнера – не эксплуатация привычного тандема, а его деконструкция.
Обратите внимание: главные герои – китаец и афроамериканец. Привычный европеоидный персонаж исключен не только из дуэта протагонистов, но и из уравнения в целом. В данном случае желто-черный тандем не случаен и корнями уходит в 70-е. Этот период примечателен сразу двумя бумами: с одной стороны – блэксплотейшны (лихое и яркое жанровое кино, снятое черными для черных), с другой – пиковый спрос на гонконгские боевики о боевых искусствах, отметившийся в истории под названием kung fu craze. Примечательно, что азиаты с удовольствием ходили на Пэм Гриер, а чернокожие толпой смотрели «Пять пальцев смерти». Исследователи видят причину подобной солидарности в том, что представители нацменьшинств чувствовали себя на одной стороне баррикады по отношению к белым.
И вот в «Часе пик» встречаются желтый инспектор Ли и черный детектив Картер – уже по «эту» сторону закона со значком («щитом») наперевес. Их совместные приключения в Городе Ангелов смешны и зажигательны, но не столько из-за перестрелок, хореографии боев и фирменных чановских трюков (хоть без них и нельзя), сколько из-за бесконечных игр и манипуляций с расовыми стереотипами. Из блэксплотейшнов в «Час пик» пришло отношение к белым: европеоиды здесь либо злодеи, либо вторые скрипки. Протагонистов мы обсудили, смотрим на остальной список: белый антагонист Джантао, белый капитан Дайл – комичный и глубоко второстепенный персонаж, белые агенты ФБР Расс и Уитни лишь мешают главным героям вершить правосудие и вообще ведут себя по-свински, а белый Клайв (Крис Пенн) – уголовник, который хоть и помогает дуэту Ли/Картер полезной информацией, но все равно остается в тюрьме. Единственный персонаж, действительно полезный для протагонистов, – это Джонсон, да и та латиноамериканка. Подобная расстановка расовых акцентов весьма характерна для 70-х.
Вместе с тем сценарий фильма изобилует расистскими гэгами и коллективистскими предрассудками: большинство этнических групп, изображенных в фильме, получают привязку к сложившимся поведенческим стереотипам. Большая их часть используется в комедийном ключе, однако ряд обобщений имеет сюжетообразующее значение – и это характерно не только для первого фильма, но и для всей трилогии в целом.
И хотя подобное изображение персонажей может казаться чем-то негативным, оно ведет не к разделению зрителей на основе симпатий к конкретной этнической группе, а, напротив, к поиску единения среди нацменьшинств и постепенно к идеям мультикультурализма.
На поверхности же первой части помимо упомянутых расистских гэгов лежит достаточно удачный и, что важно, понятный во всем мире ситуативный юмор. Смешанный с внушительными (по голливудским меркам) трюками и неоригинальным, но динамично развивающимся сюжетом, «Час пик» под умелым дирижерством Рэтнера вылился в достаточно крупный кассовый хит.
Маршрут построен
Готовую формулу успеха Miramax решили использовать снова в сиквеле, вышедшем через три года. Вместо Росса ЛаМанна сценарий отдали Джеффу Натансону, ранее написавшему скрипт для «Скорости 2» и чуть не отхватившему за это «Золотую малину». В режиссерское кресло вновь уселся Бретт Рэтнер, поэтому картина сохранила легкость нарратива оригинала. А вот смена сценариста не прошла незамеченной.
Натансон отлично уловил дух «Часа пик» и усилил градус расистских подколов до разрешенного максимума. Скажем, в разгар битвы Картер, заехав Ли по носу, извиняется за промашку словами «вы все на одно лицо». В другой сцене тот же самый персонаж выдает одно из своих кредо: дескать, чтобы раскрыть преступление, нужно следовать за богатым белым.
Подобные масштабные манипуляции со стереотипами неплохо работают в рамках «Часа пик», но сценарист переборщил с другим. В погоне за классическими вывертами про контрабанду фальшивых долларов, которые никто не распознает, Натансон забыл про свежий бриз, в результате чего сиквелом погоняют примерно те же тропы и гэги, которые зритель видел еще в 98-м. Попытка обыграть новые конфликты в уже устоявшихся отношениях протагонистов отдает синтетикой, а сцены, где два взрослых мужика теряют рассудок при виде полуобнаженной женщины (пусть и с фигурой Роселин Санчес), опускает планку до уровня инфантильности.
Несколько выправляют вихляющий скрипт вожжи масштаба: бюджет как-никак увеличился втрое. В первую очередь финансовые вливания сказались на локациях: тут вам и Гонконг, и Лос-Анджелес, и Лас-Вегас. Количество взрывов также поползло вверх: в сиквеле каждые 15 минут что-нибудь да взрывается. И, конечно, зритель может отдохнуть от навязчивых шуточек на боевых сценах, выполненных, как всегда, с выдумкой.
Даже с учетом повышенных затрат «Час пик 2» поднял изрядную кассу, да и мировой прокат принес неплохой улов. Все было готово для производства триквела.
Увидеть Париж и умереть
Третью часть франшизы пришлось ждать 6 лет. Окрыленные успехом первых фильмов, продюсеры (Саркисян с Бирнбаумом) выдали неизменному Рэтнеру бюджет аж в 140 миллионов долларов, нашего старого знакомого Джеффа Натансона и ворох узнаваемых лиц на второстепенные роли. Так, протагонистом стал легендарный Хироюки Санада, роль нелепого таксиста (и по совместительству deus ex machina) досталась известному французу Ивану Атталю, а персонаж наемного убийцы по прозвищу Леди-дракон отошел заслуженной японской актрисе Юки Кудо. В картине также мелькали лица Ци Ма (консул Хан из первого фильма, дослужившийся до дипломата), Макса фон Сюдова и даже Романа Полански.
Джеки Чан, Крис Такер, Хироюки Санада, Макс фон Сюдов, 140 миллионов зеленых денег – что могло пойти не так? Когда доходит до серьезных разговоров, нельзя винить во всех бедах кого-то одного. Вот и мы не станем показывать пальцем, но вообще-то все зафакапил Джефф Натансон. И, разумеется, те, кто утвердил его сценарий.
По характеру действа «Час пик 3» превратился в какой-то идиотский мультфильм. Французский полицейский лезет протагонистам в анус, не снимая кольца, а Картер под дулом пистолета заставляет французского таксиста Жоржа распевать американский гимн и признаваться в любви к США. Вводную про брата из приюта даже критиковать сложно – это классический пример сценарной лени, ни больше ни меньше. Солидное число гэгов находится гораздо ниже пояса (где-то в районе плинтуса подвального помещения). А самое обидное, что Такер с Чаном продолжают растягивать заведомо убогую шутку на полторы минуты: эпизод со связанным триадцем и монахиней-переводчицей забраковала бы даже студенческая команда КВН. Все остальное – это глубоко вторичные либо же взятые из предыдущих частей идеи, которые Натансон перетасовал и выдал в качестве готового материала. Очевидно, что это кино выпустили ради одной-единственной цели: срубить деньжат на именитой франшизе.
Доить бренд без новых идей – штука авантюрная, что «Час пик 3» и доказал, камнем отправившись на дно национального проката. Окупить отожранный бюджет не смог даже мировой бокс-офис, что поставило крест на дальнейшей эксплуатации инспектора Ли и детектива Картера.
Ну, не совсем крест… В прошлом году CBS выпустили сериальный ребут «Часа пик» с известной фабулой, но качество продукта оказалось таково, что это зрелище не рекомендуется даже бескомпромиссным комплетистам. Справедливость восторжествовала, и безобразное порождение темных сил (иначе существование сериала просто не объяснить) закрыли.
Раз уж все закончилось на столь минорной ноте, съемки четвертой части не кажутся такой уж хорошей идеей. Крис Такер заметно постарел и никому сегодня особенно не нужен. Джеки Чану пошел седьмой десяток, и играть революционеров да ветеранов ему больше к лицу, чем молодиться ролью 20-летней давности. Бретт Рэтнер уже несколько лет ничего достойного не снимает. Так во имя чего все это? Ностальгия и возвращение к любимым персонажам? Хорошо. Даже отлично: Ли с Картером все любят, и наверняка многие хотели бы посмотреть, в какие еще переделки они могут попасть. Вопрос лишь один: какой ценой?