Наступил век технологий, и нам становится всё сложнее наблюдать за жизнью не через экран смартфона. Но у всего есть и свои плюсы, ведь эти самые чудеса техники позволяют запечатлеть природу и людей настолько вдохновляюще, что созерцание её через монитор может выглядеть не менее правдоподобно.
Во время просмотра фильма Тома Лоу действительно можно испытать пробуждение (кундалини, третьего глаза, шишковидной железы или чего-то ещё ― решать вам). Перефразируя Ницше: «Если ты долго смотришь на природу, то природа смотрит в тебя». Как и с любой духовной практикой или сеансом у психолога, поначалу может быть некомфортно, мозг начнёт сопротивляться, но какой-то портал в подсознание все же откроется. Наступит освобождение. Закадровый голос Лив Тайлер, как ни иронично, говорит что-то там о кольцах, а ты в этот момент, преисполненный чувств от наблюдения за природой, дописываешь свой второй хокку, хоть и в жизни хокку не писал.
В 2022 году одному из самых известных созерцательных фильмов «Барака» исполнилось 30 лет. И хоть за эти годы случился настоящий расцвет камер IMAX и других чудес техники, картина всё равно остаётся сама по себе чудом (и ничуть не уступает современному кино в качестве картинки). И это при том, что режиссёр Рон Фрике снимал всю ленту на 70-мм плёнку и изобретённую им самим камеру. За полтора часа можно в буквальном смысле испытать блаженство (барака в переводе со старинного персидского означает «благодеяние» или «блаженство») от проникновения в саму суть мироздания.
В России маэстро созерцательного жанра, бесспорно, является Виктор Косаковский. Одна из его последних работ ― документальная лента «Акварель» ― стала большим прорывом и событием в мире кино. Дело в том, что фильм был снят в формате 96 кадров в секунду, чего до Косаковского не делал ни один кинематографист в мире. Можно сказать, что режиссёр опередил время, ведь пока что даже многие кинотеатры не готовы к демонстрации «Акварели» из-за отсутствия технической оснащённости. Но даже если смотреть его в стандартном зале, это не мешает оценить масштабный и завораживающий мир воды, в котором стихия, а вовсе не человек выступает главным героем.
«Самсара» ― это младший брат «Бараки», снятый всё тем же Роном Фрике. Картина также снималась в десятках стран и в течение нескольких лет на всё ту же 70-мм плёнку. Главным героем вновь выступает наша удивительная планета Земля. Камера исследует разные уголки мира: от зон стихийных бедствий до священных земель. Непрерывный поток кадров всё глубже погружает в концепцию перерождения ― той самой Самсары, которая означает повторяющийся цикл рождения, жизни и смерти. Поэтому, если достаточно долго вглядываться в картинку, то можно неплохо очистить собственную карму.
Ещё один современный наблюдатель, который умеет созерцать и помогает созерцать другим, ― француз Янн Артюс-Бертран. До того как перейти к жанру «говорящей головы» в своих «Человеке» и «Женщине», постановщик решил заснять собственное свидание с нашей удивительной, но при этом плачущей планетой в фильме «Дом: История путешествия». Бонусом тут также идёт Гленн Клоуз, выступающая рассказчицей, а в продюсерах числится Люк Бессон. Сам же фильм исследует разрушительное влияние человека на мир и природу, но не делает это откровенно в лоб, а вдохновляет демонстрацией того, ради чего стоит и хочется спасать положение.
От России до Стамбула и Нью-Йорка ― наблюдательный взгляд одного из важнейших независимых режиссёров современности Джема Коэна погружает в истинную магию повседневности. Его «Счёт» ― это и симфония города, и личный дневник, и портрет современности. Самого Коэна, в прошлом снимавшего клипы для R.E.M. и Патти Смит, называют бодлеровским «страстным зрителем» и «ботаником тротуара». Картина стоит немного особняком в этом топе, так как здесь не увидишь живописные чудеса света и буддистских монахов, собирающихся медитировать вокруг мандалы. Вместо этого Коэн глазеет на городские улицы, случайных прохожих, протесты и животных, рисуя портрет общества потребления, но делая это без капли осуждения. Просто так, как есть.