Едкая и остроумная итальянская сатирическая комедия, в которой уволенные ученые становятся наркоторговцами
Итальянский профессор нейробиологии Пьетро (Эдоардо Лео) изобретает новый алгоритм моделирования органических молекул… и теряет работу из-за финансового кризиса. Многие его друзья, тоже занимавшиеся фундаментальными исследованиями, были уволены еще до этого. Не желая мириться с тем, что филологи мирового уровня заправляют машины, выдающийся химик моет посуду, а блестящий антрополог выдает себя за неуча, чтобы пристроиться поденщиком, Пьетро придумывает хитрый план. Он предлагает разработать, выпускать и продавать синтетический наркотик, который по действию аналогичен «экстази», но не включен в официальный перечень нелегальных препаратов и потому формально легален. Приятели Пьетро записываются к нему в банду, и они вскоре становятся самыми модными наркодилерами Рима – к вящему неудовольствию конкурентов и девушки Пьетро, которая работает в центре помощи наркоманам.
В 2014 году «Захочу и соскочу» удостоилась двенадцати номинаций на главную итальянскую кинопремию «Давид Донателло». Это, конечно, не так престижно, как двенадцать номинаций на «Оскар», потому что конкуренция в Италии не такая жесткая, как в Америке. Но все равно – впечатляет. Особенно если учесть, что это полнометражный дебют режиссера Сиднея Сибилиа, который также в соавторстве написал сценарий «Захочу и соскочу».
В завязке картины легко узнать завязку популярного голливудского телехита «Во все тяжкие», и между этими проектами есть и иные параллели. Но все же «Захочу и соскочу» – не примитивный клон, наживающийся на заокеанском успехе. В отличие от драматичного шоу с Брайаном Крэнстоном, итальянский фильм – это острая сатирическая комедия с типичным для южан фарсовым настроем. То есть одинаковые зачины приводят к совершенно разным повествованиям.
В то время как Винс Гиллиган предлагал ужаснуться тому, на что способен доведенный до отчаяния учитель, Сибилиа со смаком высмеивает коррумпированную политическую систему, где нет места для талантливых научных сотрудников и где ученому проще штамповать таблетки и продавать их в клубном сортире, чем доказывать невеждам-чинушам, что его открытие тянет на «Нобелевку».
Впрочем, «ботаникам» от режиссера тоже как следует достается на орехи. Смотрятся они не как гиганты преступного мира, а как обаятельные лузеры-зануды наподобие персонажей «Теории Большого взрыва», которые физически неспособны на «суровую мужественность», зато умеют собачиться на латыни. Чем больше они пытаются походить на гангстеров и вести себя как гангстеры, тем нелепее они выглядят и тем уморительнее становится картина.
Комедийного апофеоза лента достигает, когда бандиты с дипломами являются на ограбление с антикварными ружьями времен Наполеона («Мы как раз оформили их для выставки в Эрмитаже!»). Впрочем, они все же не полные неудачники, у которых все валится из рук. Бизнес им все же удается построить, и даже нелепое ограбление в конечном счете оборачивается в их пользу. Это определенно талантливые люди в тех сферах, которыми они занимаются. Их главная беда – в чрезмерной самоуверенности и в неумении себя контролировать, когда деньги начинают течь рекой. Но кто способен удержаться от соблазнов после многих лет лишений?
В Италии «Захочу и соскочу» высоко оценили не только киноакадемики, и похвалы со стороны критиков и зрителей были вполне заслужены. Правда, есть чувство, что фильм упустил некоторые возможности для хохм и что он мог бы быть еще смешнее, если бы над ним подольше поработали. Скажем, тема полицейской коррупции даже не затронута. Кроме того, «кислотная» картинка порой режет глаз, а американизированный саундтрек не всегда хорошо сочетается с фундаментально итальянским кино.
Но это придирки. Главное – фильм стоит увидеть всем в России, кто любит европейские криминальные комедии и сатирические ленты. Ведь, к сожалению, для нашей страны «Захочу и соскочу» – кино актуальное и близкое. Вплоть до мелких бытовых деталей, которые, например, американец вряд ли оценит.
С 22 июня в кино.