Каким вы представляете Дикий Запад? Желто-оранжево-бурым. Обычно это бесконечные пустыни, тысячи кактусов, одинокие перекати-поле и глубокие каньоны, заглядывать в которые страшно… того гляди затянет
Итак, попытка № 5. Для многих кинозрителей «Выживший» – это очередная заявка Леонардо Ди Каприо на «Оскар». У актера уже есть 4 номинации, но все они закончились тем, что Лео из зала смотрел на то, как золотую статуэтку вручают его коллегам по цеху. Началось это еще в 1993 году, когда 19-летний Лео отметился среди номинантов с ролью в фильме «Что гложет Гилберта Грейпа». Затем были «Авиатор», «Кровавый алмаз» и «Волк с Уолл-стрит». «Оскара» Ди Каприо не дали, однако «Выживший» реально может это исправить.
Как бы то ни было, на этот проект нельзя смотреть столь узко. «Выживший» – произведение искусства, рисованное не одним лишь Лео. Над ним трудилось множество знаменитых исполнителей: режиссер Алехандро Гонсалес Иньярриту, оператор Эммануэль Любецки и куча талантливых актеров, в числе которых Том Харди, Донал Глисон, Уилл Полтер, Пол Андерсон и многие другие. С такими кинохудожниками «Выжившему» под силу посягнуть на славу «Бердмена», собравшего 9 номинаций, 4 из которых принесли успех.
По сюжету охотник Хью Гласс серьезно ранен на неизведанных просторах американского Дикого Запада. Товарищ Хью по отряду покорителей новых земель Джон Фицжеральд предательски оставляет его умирать в одиночестве. Теперь у Гласса осталось только одно оружие – его сила воли. Он готов бросить вызов первобытной природе, суровой зиме и враждебным племенам индейцев, только чтобы выжить и отомстить Фицжеральду.
В основу сценария лег роман Майкла Пунке «Призрак: История мести». Экранизировать книгу могли еще в 2010 году, поскольку тогда к ней присматривались Джон Хиллкоат и Кристиан Бэйл, но как-то не срослось. В 2011-м за проект взялся уже Иньярриту. Именно от него последовало предложение Ди Каприо, но Лео не воодушевился и вместо одного вестерна снялся в другом – у Квентина Тарантино в «Освобожденном Джанго». В апреле 2014-го мексиканский постановщик повторил свое предложение. Ди Каприо тогда рассматривал вариант с ролью Стива Джобса в байопике по сценарию Аарона Соркина и даже уже дал устное согласие, но все же передумал. В итоге Лео освободил свой съемочный график под экранизацию «Призрака», ответив отказом тогда еще студии Sony. Знаете, будет забавно, если «Оскар» в этом году возьмет Майкл Фассбендер за роль Стива Джобса, но сейчас не об этом…
Впереди у Ди Каприо был очень сложный съемочный процесс. Во-первых, Алехандро Иньярриту славится своим взрывным темпераментом и сложным характером. Во-вторых, фильм снимался в очень тяжелых погодных условиях и в короткие сроки. Давления на площадке не выдержали несколько членов группы, и им пришлось уйти.
График действительно был безумным. «Выжившего» снимали в хронологическом порядке на протяжении 80 дней. При этом Иньярриту нужен был холодный сезон и правильный свет. За счет естественного освещения бесподобный Любецки хотел достигнуть максимального реализма, он составил график, который отводил на съемки от силы несколько часов ежедневно. Такая требовательность привела к тому, что холодный сезон в Канаде закончился, и, дабы закончить «зимние» съемки, создателям пришлось переместиться в Аргентину.
Дотошность, требовательность и педантичность – это то, что ценится в кинематографе. Эти три составляющие подарили нам один из лучших фильмов 2015 года.
«Захватывающая сага о боли, твердости характера и безжалостном моральном релятивизме мести. Месть здесь – основополагающий и единственный закон. “Выживший” – один из лучших фильмов года», – пишет Роджер Мур (Roger Moore/Movie Nation).
«Стараясь добиться и брутального реализма, и экстравагантной визуальной поэзии, режиссер/сценарист Алехандро Г. Иньярриту и оператор Эммануэль Любецки вместе с громадной командой волшебников по спецэффектам создали сенсационно яркую, живую картину человеческого упорства под напором невыносимых обстоятельств. Такую работу редко встретишь в современном мейнстримовом кино», – заключил Тодд МакКарти (Todd McCarthy/The Hollywood Reporter).
«Это фильм, которым я восхищаюсь, но не могу сказать, что он мне особенно понравился, – находит противоречие Кайл Смит (Kyle Smith/New York Post). – “Выживший” – это мастер-класс по постановочному искусству, передаче голливудского духа семидесятых».
«Реалистичный отыгрыш Ди Каприо помогает возвыситься очередной драме о борьбе человека с природой», – несколько принижает заслуги всей съемочной группы Ник Де Семлиен (Nick de Semlyen/Empire).
«Игра Ди Каприо отражает поразительную преданность своему делу и верность образу», – восхищается Сорен Андерсен (Soren Andersen/The Seattle Times).
Чтобы проникнуться судьбой Хью Гласса, Ди Каприо, будучи вегетарианцем ел сырое мясо в сцене, когда главный герой «объедает» бизона. Посмотрим, не напрасны ли такие моральные жертвы. Номинантов на «Оскар» объявят 14 января, а за неделю до этого «Выживший» выйдет в российский прокат.
– Никто не говорил, что это будет легко.
– Но про то, что будет так тяжело, тоже никто не сказал.
Этот диалог из трейлера фильма великолепно описывает весь производственный процесс «Омерзительной восьмерки». О ленте впору писать сценарий и снимать фильм о фильме. В ноябре 2013 года Квентин Тарантино официально проанонсировал свой восьмой фильм – новый вестерн, который изначально подразумевался как сиквел «Джанго», но в итоге оказался с ним никак не связан.
События картины разворачиваются в США после Гражданской войны. Легендарный охотник за головами Джон Рут по кличке Вешатель конвоирует заключенную. По пути к ним прибиваются еще несколько путешественников. Снежная буря вынуждает компанию искать укрытие в лавке на отшибе, где уже расположилось весьма пестрое общество: генерал конфедератов, мексиканец, ковбой… и один из них не тот, за кого себя выдает. Съемки картины Тарантино планировал начать летом 2014 года. Чтобы начать переговоры с актерами, Тарантино разослал некоторым из них свой сценарий, но не все претенденты оказались молчаливы. Скрипт оказался в Сети. Тарантино обвинил в этом агентов Брюса Дерна и Майкла Мэдсена, а затем психанул и напрочь отказался экранизировать написанное. Чтобы сценарий не канул в Лету, Тарантино организовал публичные чтения «Омерзительной восьмерки» в Лос-Анджелесе. Оказалось, у этих чтений буквально судьбоносный характер – актеры настолько зацепились за сюжет, что убедили Тарантино все-таки взяться за экранизацию. Последней каплей убеждения стал Сэмюэл Л. Джексон. По слухам, именно его слова уговорили Тарантино.
На утечке сценария беды «Омерзительной восьмерки» не закончились. Съемки прошли гладко – к слову, поговаривают, что для создания атмосферы Тарантино с помощью холодильного оборудования морозил съемочный павильон, – и дело дошло до дистрибуции. Тут-то начались новые проблемы. Вначале Cinerama Dome, с которой был подписан прокатный договор, отказалась выполнять условия контракта. Для Тарантино показ в этом кинотеатре был принципиален – там большой экран, вся необходимая техника, и логотип Cinerama даже использовался на первых постерах картины. Однако кинотеатр поставил на весь праздничный сезон «Звездных войн», поведясь на ультимативные действия Disney. Тарантино после этого в самых красочных (матершинных) тонах рассказал в одном из ток-шоу, что он думает о «диснеевских» методах конкуренции и продвижения.
Дальше больше – «Омерзительная восьмерка» утекла в Сеть. Ее успели отыскать на просторах сети 569 тысяч человек. Как так получилось? Скорее всего, это вновь происки конкурентов. Эндрю Косов, продюсер ремейка «На гребне волны», который выходит в США в один день с «Омерзительной восьмеркой», по невероятной «случайности» выложил картину в Интернет. При этом продюсер оказался не таким расторопным, как герои его фильма. В отличие от банды из «На гребне волны», он допустил ужаснейшую из ошибок – не убрал специальный водяной знак со скринера. По нему-то на Косова и вышли сотрудники ФБР. В итоге фильм понесет кое-какие убытки, но не критичные.
Как бы то ни было, «Омерзительной восьмерке» больше подошло бы аутентичное название – «Ненавистная восьмерка». После стольких испытаний, свалившихся на голову Тарантино, к проекту можно испытывать лишь ненависть.
Тем не менее ненависть всегда можно сменить на милость, особенно если многострадальную «Восьмерку» нахваливают критики.
«Нет абсолютно никаких сомнений в том, кто написал эти изысканные, жизненные, светские и, как всегда, смешные диалоги. Актерский состав растягивает фразы и с очевидным удовольствием ставит в них точку. С таким же удовольствием снята кровавая баня, устроенная в финальной сцене», – балуется спойлерами Тодд МакКарти (Todd McCarthy/The Hollywood Reporter).
«Это чисто тарантиновский способ самовыражений. Он легко смакуется, несмотря на еле заметный горький осадок после концовки», – описывает свои впечатления Джошуа Роткопф (Joshua Rothkopf/Time Out New York).
«Информация для тех, кто хочет пойти на “Восьмерку” в кино: это одновременно красивое и ужасное, смешное и шокирующее зрелище, а порой даже глубокомысленное», – описал ленту Мэтт Сингер (Matt Singer/Screen Crush).
Однако далеко не все отзывы восторженны. Соцсети уже усыпали сообщения, что «Омерзительная восьмерка» ужасно тяжело смотрится. Фильм упрекают в откровенной скуке и излишней флегматичности. С пользователями сетей согласен Крис Нэшэвэти (Chris Nashawaty/Entertainment Weekly): «У “Омерзительной восьмерки” не хватает идей. Поставлено почти все в запорошенном снегом салуне, и сама история настолько пространна, что она не тянет на трехчасовой фильм и тем более не заслуживает использования 70-миллиметрового проекта. Это просто какая-то сюжетная и визуальная клаустрофобия».
В России фильм выйдет позже – 14 января.